И фронт, и тыл... Еще один эпизод вспоминал Григорий Федорович




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?






Книга Памяти об участниках Великой Отечественной войны
Скачать

Добавить статью

Исследовательские работы → И фронт, и тыл... Еще один эпизод вспоминал Григорий Федорович

Наша разведка донесла, что у нас в тылу появились немцы. Нам поставили задачу: найти и уничтожить! Дали направление и мы двинулись. По данным разведки до предполагаемого места десантирования фашистов оставалось километров десять.
 
Юрга. Григорий Федорович

Мы остановились в километре от деревни, краю картофельного поля. Вдруг вылезает мальчонка и кричит: «Дяденька, в деревне немцы!» Мы быстренько перегруппировались — и в бой. Всех до одного уничтожили. А если бы не тот мальчонка? Скорее всего, мы бы попали в ловушку, кто знает, остались бы живы или нет. Что было самое страшное? Война — это страх на всю оставшуюся жизнь.
 
Но самое страшное, когда в чистом поле на тебя падает металл. Вжимаешься в матушку родную землю и думаешь, чтобы только пронесло. А еще страшно было, когда по мосту через Днепр переправлялись беженцы, а их на бреющем полете, немцы расстреливали. Стреляли почти в упор. А мы ничего поделать не могли. Стояли и смотрели на это. До сих пор у меня перед глазами этот мост с телами убитых и расстрелянных людей. А в сентябре меня ранило. На край противотанковой щели упала бомба. Взрыв. Очнулся в госпитальной палате. Врач говорит: «Ногу отрежем, иначе гангрена».
 
Четыре госпиталя прошел. Ранения были очень сильные. Последний раз в Красноярске лежал. Вышел, пошел работать по специальности. Я по образованию горный мастер. Затем поступил в Томский Государственный Университет. Окончил физико-математический факультет. Направлен был в Златоуст, а через год, в декабре 1949 года, приехал в Юргу. Работал в ОКБ конструктором, затем старшим инженером, руководителем группы, начальником бюро. В мае 1983 года ушел на пенсию.
 
На фронте мы ждали помощи от тыла, знали, что наш рабочий класс сделает все, чтобы приблизить час Победы. Как нужна была помощь тыла: боевые пушки, самолеты, танки… Особенно в первые месяцы войны, ведь в первые дни войны практически вся наша военная мощь была практически уничтожена. Так что наш Юргинский машиностроительный завод стал одной из основных баз по выпуску боевого оружия.
 
«Здравствуй мать! Прими привет от дочки. Пишет дочь тебе издалека. Я жива, но жизнь моя разбита, одинока, нищенски, грустна» Эти строчки были написаны в те далекие годы. Их автору сегодня почти восемьдесят. Баранова Антонина Степановна в ту далекую пору была лишь ученицей 6-го класса. 
 
Вот что она вспоминает:
 
В 1941 году из нашего района вывезли всех немцев, а нас, учеников, отправили работать в эти села. Когда мы туда приехали, то увидели жуткую картину: коровы ревут, их не доили уже неделю, собаки воют, есть хотят. Нам трем девушкам, дали доить по 20 коров, а они не даются и по-русски ничего не понимают. Наревелись мы вдоволь, кое-как их раздоили.
 
А руки после этого гудели, страсть! Потом потихоньку приноровились, привыкли. В 1942 году нас увезли в Сибирь. На станции стоял крик,… родители плакали, а мы криком кричали, да куда ж убежишь, знали, что и наказать за это могут. Собрали нас в Энгельсе, а сюда в Сибирь, через дом ехали. Родители несколько дней ждали этого поезда.
 
 Юрга. Баранова Антонина СтепановнаПоезд стоял всего несколько минут, а потом двинулся дальше. Здесь, в Юрге, отмечали моё 16-летие. Четыре месяца мы учились, а потом в 21 цех пошли. Все делали молотком, по специальности я техник-ремонтник.
 
Работали поскольку ноги выстаивали. Начали строить 22 цех, яму под фундамент копали, холодно, костер разведем, погреемся и дальше...
 
Письма домой писали, ревом ревели. Подружки задумали домой убежать, мы их прятали, а потом ночью посадили их на станции Юрга на поезд, чтобы их никто не видел. До дома они доехали, а там их уже взяли и судили, дали пять лет за дезертирство.  
 
 
Историческая справка.
 
В июне 1942 года Исполком принимают решение №258 «О приеме и размещение прибывающих из Ленинграда эвакуированных граждан» Эвакуированные были размещены в здании средней школы №1, народного суда, в конторе железнодорожного буфета, в заезжем доме. В связи с тем, что в здании школы №1 были размещены учащиеся Ленинградского механического техникума, дети школы приступили к занятиям с 1 ноября. Исполком принимает решение «О правлении учебного года». Техникум же переводят в каркасно-засыпной барак на второй участок, бедующий центр города.  
 
 
Автор: Карписонова Ирина Владимировна, 8А кл., шк.№10
Руководитель: Зарубина Светлана Александровна.
 

Обсудить на форуме
 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2024