История заводской кинохроники




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?






Книга Памяти об участниках Великой Отечественной войны
Скачать

Добавить статью

Общество → История заводской кинохроники

В конце 1959 года после окончания учебы Алексей Николаевич Пономарчук работал слесарем в 19 цехе, принимал участие в цеховой самодеятельности, организовал духовой оркестр, за что получил признание от начальника цеха.

В это время во Дворце культуры «Победа» организуется любительская киностудия. Это известие привлекало Алексея Пономарчука какой-то неведомой романтикой, возможностью прикоснуться к миру кино. Директор ДК Григорий Яковлевич Боровиков выделил деньги на покупку кинокамеры на 16-тимилиметровой пленке. Все ждали чуда, все думали, что с этого момента в Юрге начнет свою деятельность киностудия «Юргафильм». Стали делить обязанности, вел собрание кинолюбителей редактор заводской, газеты Леонид Павлович Никитин. Собрание единодушно избрало его директором «киностудии». Собирались раза два в неделю, больше спорили, чем снимали, опыта никакого, первые обработанные кадры особого энтузиазма не вызывали, месяца через три киностудия начала разваливаться — «кина не получилось!». В итоге на студии остались только фанатики: инженер ОГТ Виктор Строкань, слесарь цеха 19 Николай Кондрашкин, трое учащихся интерната № 11, Никитин и Алексей Пономарчук. Директором был приглашен участник драматического кружка Юра Меньшиков, который работал на заводе диспетчером цеха. Появление в продаже портативных кинокамер вызвало огромный интерес к созданию любительских кинофильмов по всей стране, но не хватало опыта и умения. Поэтому было принято решение проводить областные, республиканские и всесоюзные конкурсы любительских кинофильмов. Помочь любителям взялись опытные кинодокументалисты страны. Наставником на уровне областных смотров стал Виктор Яковлевич Руденский — главный режиссер Кемеровского телевидения.

Юргинская студия неоднократно принимала участие в ежегодных смотрах, занимали 2 и 3 места, а, главное, набирались опыта. Алексею Пономарчуку, как руководителю кинолюбительской студии, удалось побывать на I Республиканском смотре в Ленинграде и на I Всесоюзном смотре в Москве. Был на лекции больших мастеров, таких как Роман Кармен, Григорий Рошаль, Михаил Ромм и других кинодеятелей советского кино, дважды побывал на Мосфильме. Как одной из ведущих студий области, в Юргу выделили профессиональную кинокамеру «Конвис», работающую на широкой 35-мм пленке. В Юрге появилась реальная перспектива показывать фильмы на экранах кинотеатров города. К тому времени к съемкам фильмов стали привлекать журналистов, которые писали тексты к фильмам. Так, в фильме «Свежий ветер» принял активнее участие Данат Баусов, в дальнейших выпусках привлекалась Тамара Бакун, инженер ОТО.


С переходом на работу в ОКБ подразделение отдела надежности, куда Алексея Пономарчука пригласил Василий Иванович Селиверстов, решили основать студию на заводе. Директор завода Василий Дмитриевич Евсеев отнесся к этой идее одобрительно. К тому времени стало появляться оборудование, кое-что сделали сами, например, аппарат оптической записи звука на киноленте. 


В начале 60-х годов наш завод был на большом подъеме, осваивали и выпускали новую продукцию, во всех цехах гремело соцсоревнование. И все это фиксировалось на кинопленку. Так, в 1965 году, когда заводу вручали орден Ленина, а директору Василию Дмитриевичу Евсееву и кузнецу цеха 13 Федору Кирилловичу Покровскому присвоили звания Героев Соцтруда, а также вручали ордена группе работников завода, кинодеятели сняли и смонтировали фильм «Нам двадцать пять». Этот фильм с успехом крутили на экранах кинотеатра «Луч» и Дворца «Победа».


 После этого, как только выходил новый киножурнал, отдавали его в кинотеатр, и его крутили перед каждым фильмом. Постоянным директором утвердился Юрий Меньшиков, он помогал создавать фильмы более 25 лет. Выпускали, как правило, два—три киножурнала в год, освещали все события жизни на заводе. 
Юргинская студия выпустила более 30 фильмов. Все сценарии к фильмам писал сам Алексей Пономарчук, согласовывая их в первую очередь с парткомом и завкомом. Алексей Пономарчук приходил и спрашивал, кто на заводе лидер соревнования, где в цехах изготавливают новые изделия, и само собой, снимал различные торжественные мероприятия, посвященные открытию съездов КПСС, приезду космонавта Леонова, вручению знамен, а их было очень много, вручению наград. Затем начиналась обработка материала, сначала проявляли негатив, печатали рабочую копию фильма, которую нещадно резали на куски, монтируя фильм. Вот эту рутинную работу выполняла фотолаоорант. Надежда Антоновна Червякова, которая долгое время работала киномонтажером на Кемеровской студии телевидения, и её опыт пригодился юргинским кинодеятелям. Когда рабочая копия фильма была готова, Александр приступал к подгону текста и подбирал под сюжет музыкальное сопровождение. А когда текст и музыка были смонтированы, приглашали директора Юрия Меньшикова, в основном он читал тексты, но были исключения. Так, например, к фильму «Память» текст начитал Михаил Кулаков, а к спортивным фильмам, например «За кубок Союза», текст начитал сам Алексей Пономарчук. В одном из фильмов звучал голос Антонины Степановой. Особо было отмечено отношение к студии, директора завода Алексея Гребенникова, который понимал, что студия пишет историю завода. По его решению при строительстве Музея Трудовой Славы был спроектирован просмотровый кинозал, где показывали только фильмы Юргинской киностудии. Директор музея Александра Савельевна Кашинина умело использовала кинохронику завода, все, кто поступал на завод, обязательно смотрели два—три фильма.  


Около тридцати лет киностудия писала кинохронику завода в основном на общественных началах, не имея специального образования. Затем появились, телекамеры, и они постепенно стали вытеснять кино. 
Телевизионные фильмы в несколько раз было делать проще и быстрее. Но фильмы, снятые на кинопленку, продолжают работать для завода. Юргинское телевидение начинает показ кинохроники завода, ветераны и нынешнее поколение рабочих имеют возможность посмотреть старую кинохронику и вспомнить 60-е, 70-е и 80-е годы.

 

По материалам Юргинской газеты "Призыв" от 22 ноября 2002 года


Обсудить на форуме
 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2024