Под мелодию этой песни в годы Великой Отечественной войны с Юргинского района ушло на фронт 12,5 тысяч человек.
22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и называлась эта песня «Священная война».
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна.
Идёт война народная, Священная война!
Песню исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны». Борис Александрович, сын композитора, вспоминал: «Стихотворение В.И. Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе…. В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принёс новую песню. Понравилась она сразу, разучили её быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале….Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума. Сначала нас никто не заметил. Но вот первые такты песни…. Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий…. Всё! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины и шквал. Требовали «Ещё!». Исполнили ещё раз, потом третий, четвёртый…»
Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно называл «яростью благородной».
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!