Родился: неизвестно
Фронтовик
Медаль «За отвагу», Медаль «За боевые заслуги», Кавалер ордена красной звезды
ШЕЛ СОЛДАТ К ПОБЕДЕ
Сегодня ему исполнилось семьдесят. Он давно уже ходит в штатском, и война ему снится все реже и реже. Несмотря на два пережитых инфаркта, он еще достаточно бодр. С годами менялись привычки и вкусы. Неизменной осталась лишь его любовь к фронтовой песне. Помните, бернесовское: «Эх, путь-дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая...». Это весна молодости Ивана Федоровича Карманова. Она — о нем и его боевых товарищах — фронтовых шоферах.
«За баранку сел в тридцать девятом, когда призвали в армию. Окончил курсы шоферов и решил: дело выбрано на всю жизнь.
Война застала Карманова под Оршей в рядах 13-й танковой дивизии.
«Воевали вдвоем», — вспоминает Иван Федорович, — «я и мой безотказный ЗИС-5».
Каково приходилось шоферу на войне? Фронтовики помнят, как, словно по мирной автостраде, сновали к передовой юркие полуторки и трехтонки. У них не было стального корпуса, как у танков. От пуль и осколков водителей защищала только отвага, опыт да счастливая случайность.
В сорок третьем, во время боев на Курской дуге, Иван Федорович пересел со своей разбитой почти до основания трехтонки на «студебеккер» — американский армейский грузовик. Эти автомобили грузоподъемностью 2,5 тонны фирма «Студебеккер корпорейшен» начала выпускать в годы второй мировой войны.
К новой машине привык быстро. В выносливости она не уступала трехтонке, в маневренности же даже превосходила ее.
Вдвоем с верным фронтовым другом — машиной — воевал Карманов до самой Победы. Немало трудных дорог преодолели они вместе. Ездили целиной, балками, непроходимыми снегами. Часто двигатель перегревался от натуги. Однако не было случая, чтобы приказ командира — жизненно важный груз доставить вовремя и по назначению — коммунист Иван Карманов не выполнил.
Особенно опасными были ночные поездки по незнакомой местности. Надо ехать быстро, соблюдать маскировку, чтобы случайно не нарваться в темноте на врага. Риск здесь — пятьдесят на пятьдесят. А он привык рисковать. Знал, что машина — удобная мишень, убедился: шоферов смерть настигает гораздо чаще, чем рана.
«Война — очень тяжелая работа. На фронте каждый шофер универсал. На механиков рассчитывать не приходилось, мелкий и крупный ремонт делали сами», — говорит Иван Федорович и вспоминает...
Тот путь был долгим и утомительным. По ухабистой, изрытой снарядами дороге он вел грузовик уже несколько часов. Вдруг разлетелись вдребезги шины, потерявшие эластичность на морозе. Машина встала. Что делать? Промедление — смерти подобно. Недолго угодить с ценным грузом под бомбежку. А по пути — масса подбитой техники. Снял с немецкого грузовика колеса, поставил их на свой и снова вперед.
Мелькали военные будни. Позади у Ивана Карманова уже Курск, Крым, Прибалтика. Его грудь украшали орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Танковый корпус шел по дорогам Европейских стран. Это для них, бесстрашных танкистов, возил он горючее и боеприпасы. Видел, как они даже в горящих танках шли вперед. Это их, раненных на поле битвы, увозил он на своем «студебеккере» в госпиталь.
И вполне по праву во время походных маршей танкового корпуса в колонне сильных, бронированных боевых машин независимо и гордо катил простой армейский грузовик Ивана Карманова.
Говорят, что человек, много рисковавший, уже не может обойтись без риска. Судьба Ивана Федоровича — подтверждение этому. После войны коммунист Карманов пошел работать в пожарную часть, где до пенсии водил пожарные машины, помогая людям бороться с неуправляемой стихией и в самом прямом смысле подтверждая свою принадлежность к огненному поколению.
- Серегина Л.
Добавил: Администратор
Нет событий связаных с этим человеком.
Нет статей связанных с этим человеком.