Родился: неизвестно
Фронтовик
Орден Отечественной войны II степени, Кавалер ордена красной звезды
Из наградного листа Маляренко М.У. на представление к ордену Красной Звезды:
«Капитан Маляренко за время боев, проведенных полком в июне и июле 1944 г., проявил большую заботу по обеспечению военно-техническим имуществом, о его сбережении в подразделениях, лично контролируя его распределение, содержание, сбор трофейного имущества на поле боя.
Часто необходимое техническое имущество лично доставлял на передовую в боевые порядки, действовавших подразделений.
4.07.1944г., следуя двумя автомашинами с продовольствием и боеприпасами по маршруту полка, в 14 км западнее г. Минска был окружен превосходящими силами противника. Отразив атаку немцев и выйдя из окружения, оставив на поле боя до 15 трупов гитлеровцев, тов. Маляренко в срок доставил машины с грузом в распоряжение полка.
6.07.1944г. севернее 25 км г. Минска тыловые подразделения, с которыми следовал тов. Маляренко, были атакованы противником, обстреляны артиллерийским и минометным огнем. Капитан Маляренко, приняв соответствующие меры, вывел машину без потерь и доставил в полк.
Командир полка, подполковник Егоров. 30.07.1944 г.».
Из наградного листа Маляренко М.У. на представление к ордену Отечественной войны II степени:
«В боях по прорыву глубоко эшелонированной обороны противника на западном берегу реки Висла 14.01.1945 г., и во всех последующих боевых операциях, проведенных полком в январе и феврале сего года, капитан Маляренко, умело организую свою работу, сумел обеспечить имуществом ВТС и горюче-смазочным материалом в достаточном количестве, благодаря чему автотранспорт полка работал бесперебойно, обеспечивая своевременный подвоз боеприпасов для действующих подразделений.
26.01.1945 г. под г. Гостынь капитан Маляренко, попав под сильный артобстрел противника, не растерялся и вывел в полной исправности три автомашины, груженные боеприпасами и другим военным имуществом полка.
Командир 1090 стрелкового полка, полковник Егоров. 24 февраля 1945г.».
РАТНЫЙ ПУТЬ САПЕРА
Сапер не должен забывать народную мудрость: семь раз отмерь — один раз отрежь. Прежде чем приступить к выполнению задания, он обязан мысленно проделать все, что потом сделают руки. По этому принципу действовал и капитан инженерных войск Максим Устинович Маляренко. Потому, может быть, и до Берлина дошел, потому и солдаты, которыми он командовал, редко ошибались, выполняя задание.
Полковому инженеру капитану М. Маляренко не обязательно самому выползать за передний край обороны и делать проходы в минных полях. Для этого у него имелись солдаты. Но Максим Маляренко, если задание оказывалось сложным, всегда возглавлял трудную операцию.
Сейчас уже и не вспомнить подробностей той или иной вылазки на вражеские минные поля. Трудно что-либо выделить — все задания ответственны и сложны. Но когда случается встретиться с кем-нибудь из друзей — бывшими фронтовиками, некоторые, особо запавшие в память события начинают вырисовываться отчетливее, со всеми подробностями и нюансами.
Лучше других сохранилась в памяти операция по доставке для дивизии горючего. За нее и форсирование Одера Максим Устинович награжден орденом Отечественной войны II степени.
Их дивизия дралась на Одере, и некоторые ее батальоны с ходу форсировали реку. Успех частей нужно было закрепить, расширив плацдарм прорыва. Для этого требовалось ввести в место прорыва свежие полки, а в дивизии кончилось горючее, так как тылы не успевали подтягиваться за наступающими частями. Встали танки, орудийные тягачи, автотранспорт. Дивизия не могла двигаться дальше.
Капитана Маляренко вызвал командир дивизии.
— В Познани наша база с горючим. Возьмите пять бензовозов, отделение автоматчиков и доставьте горючее в дивизию, — сказал комдив и добавил: срок вам 5 суток.
— Слушаюсь, - ответил полковой инженер, мысленно прикидывая, что до Познани не менее 400 километров. Восемьсот в оба конца. По сто шестьдесят километров в сутки.
— Учтите, Максим Устинович, мы глубоко вклинились в оборону немцев. Не исключено, что шоссе на Познань где-то может быть перерезано врагом.
Ровно через час колонна, возглавляемая инженером Маляренко, покинула расположение части.
Не все обошлось благополучно в тот рейс. Немцы действительно в двух местах перехватили шоссе. Колонна шла на предельной скорости. Проносились по бокам дороги затронутые боями селения, опаленные пороховой гарью поля и рощи. Автоматчики держали оружие наготове в любое время из леса или хутора машины могли быть обстреляны.
Немцы, засевшие в одном из населенных пунктов, лежавших на пути к Познани, обнаружили колонну советских машин поздно, и, пока выбегали из домов, колонна русских проскочила заслон. Наши автоматчики поливали шоссе из автоматов, им с опозданием, нестройно отвечали фашисты, но пули их не достигали цели.
Потом Маляренко перед каждым населенным пунктом выезжал с автоматчиками вперед. Для разведки. Обнаружив в небольшом местечке врага, он не стал принимать боя, а, развернув колонну и сориентировавшись по карте, лесными дорогами обошел занятое врагом место.
В часть возвращались другим, более безопасным путем. Горючее доставили на трое суток раньше срока. Дивизия неожиданно для фашистов вновь ожила, загремели орудия, танки вышли на оперативный простор. Одер был форсирован, и бои уже велись в глубине вражеской обороны.
Приходилось Максиму Маляренко и разрушать, и строить. Рвать фугасами мосты и железнодорожные ветки, наводить переправу и прокладывать в болотах дороги. Много раз ходил сапер Маляренко с разведчиками в тыл врага, очищая от мин проходы.
Труден ратный путь полкового инженера. Так уж получилось, что с первого дня войны и до Берлина — все время на переднем крае. «Отдыхал» от боев лишь, когда попадал в госпиталь. Но, как только подживали раны, он снова в действующей армии.
Участвовал в битве за Москву, в боях на Орловско-Курской дуге, брал Брянск и Минск, Барановичи, Белосток, Бобруйск, Варшаву, форсировал Березину, Днепр, Неман и Одер. С боями входил в Берлин.
А потом, когда с фашистской Германией было покончено, еще три года служил в Берлине, около четырех лет в Новоград-Волынске и два года на Курильских островах. Таков воинский путь длиною в 18 лет. Грудь ветерана украшают 12 боевых наград и среди них орден Отечественной войны и два ордена Красной Звезды.
Сейчас Максиму Устиновичу Маляренко пятьдесят восемь лет. Но выглядит он, несмотря на трудную жизнь, бодро, работает с огоньком. А суровые военные годы вспоминаются теперь все реже и реже. Иные заботы волнуют и радуют и другая сейчас цель в жизни. Но совсем то, что пережито, изгладить из памяти невозможно. И когда ветераны в День Победы прикрепляют и штатским костюмам боевые ордена, фронтовые воспоминания становятся особенно дороги.
- Ионов А.
Добавил: Администратор
Нет событий связаных с этим человеком.
Нет статей связанных с этим человеком.