Город над Томью




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?






Книга Памяти об участниках Великой Отечественной войны
Скачать

Добавить статью

Исследовательские работы → Город над Томью

Работая над материалом по теме, я поставила для себя задачу: восстановить историю своего города Юрга, которому совсем недавно исполнилось 60 лет. В основу работу легли воспоминания старожилов и бывших работников Юргинского машиностроительного завода, документы городского Краеведческого музея.
 
Почему я избрала тему восстановления истории небольшого сибирского городка? Постепенно из жизни уходят свидетели того времени, которые не по наслышке знают как это было на самом деле, нарушается связь поколений, исчезают подлинные документы, часть их до сих пор носит гриф «Секретно», т.к. своим появлением на карте Кемеровской области Юрга обязана строительству крупного машиностроительного завода, который, в последствии, выпускал не только мирную продукцию, но и являлся крупнейшим производителем военной продукции. В цехах нашего завода также впервые решались многие непростые конструкторские вопросы по созданию космической техники. Поэтому, по моему мнению, актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что я хочу привлечь внимание к проблемам таких малых городов, ведь в городе проживает всего-навсего 84 тысячи населения, причем большинство жителей приближается к пенсионному возрасту, к их историческим корням, к тому, как сохраняется связь поколений, что останется в память последующим жителям Юрги и чему они смогут научиться, опираясь на опыт своих предков.
 
У Юрги не только военная история, но есть еще и интереснейшая предыстория, о которой не очень часто вспоминают. Я не могу объяснить, почему это так происходит, но думаю, если бы в наших школах был бы такой предмет как «История родного края», то, наверное, немало ребят с огромным бы удовольствием приходили на такие занятия. На основе выше сказанного, я могу определить цели и задачи моей работы, которые заключаются в следующем:
цели:
  • привлечение внимания к историческому прошлому малых городов, восстановление истории создания и развития города Юрги в период с 1941 гг. до сегодняшних дней;
задачи:
  • изучить архивные документы и на их основе провести анализ истории создания и развития города Юрги;
  • найти старожилов, собрать и записать воспоминания и на их основе проанализировать историю Юрги в период с 1941 гг. до сегодняшних дней.
Откуда Юрга пошла есть….
 
История Юрги — это события далёкие и недавние, трагические и героические, будничные и праздничные. УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 18 января 1949 года рабочий посёлок Юрга был преобразован в город районного подчинения. В 1953 году Юрга отнесена к разряду городов областного подчинения. Расположен город у самых ворот Кемеровской области, на её главной водной магистрали — реке Томь. Но образование первого посёлка на месте существующего города относится к концу 17 века — это было небольшое русское селение Усть-Искитим.
 
В 1734 году академический отряд Второй Камчатской экспедиции Российской Академии наук, возглавляемый знаменитым профессором Г.Ф. Миллером, совершил сухопутный переход из Кузнецка в Томск вдоль Томи. Вторая часть отряда, в которой находился студент С.П.Крашенинников, выросший за годы работы в экспедиции в блестящего учёного, воспользовалась водным путём и спустилась вниз по Томи. Во время этого плавания Крашенинников вёл скрупулёзную запись всех замеченных им по обоим берегам реки населённых пунктов. Итог его работы — «Реестр по деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска с указанием поверстного расстояния между ними». Проплывая мимо тех мест, где река делает резкий поворот на север и где через 200 с лишним лет поднимется современная Юрга, С.П.Крашенинников записал следующее: «Микольская речка на правой стороне, от Попиной деревни в 5 верстах, Искитимская деревня на левой стороне, от Исктимской в 4 верстах. Под ней Поломошна речка в Томь впала. Юрга речка на левой стороне от Поломошной деревни в 1 версте. Тала деревня на той же стороне, от Юрги речки в 4 верстах».
 
Не правда ли, всё знакомо? И названия очень мало изменились. Но самое главное — перед нами первый исторический документ, содержащий прямое упоминание о Юрге. Пока ещё только о речке Юрге, но именно с этих пор слово «Юрга» появляется в письменных источниках и литературе по истории Сибири.
 
Откуда же произошло название города — Юрга? Версии разные. Известный исследователь Сибири Дульзон считал, что древние обитатели Сибири — селькупы дали название реке. Перевести его можно как «жирная река». Почему «жирная»? Предполагалось, что ранней весной долина реки сплошь покрывалась бледно-жёлтыми цветами лютика, и издалека казалось, что течёт речка, покрытая блёстками жира. В других источниках Юрга переводится, как «иноходец». Татары же считают, что Юрга происходит от их слова, которое в переводе означает «мелкая рысь лошади»… Но наиболее убедительной современным исследователям представляется версия, что слово Юрга — тюркского происхождения означает оно «быстрая речка». И это название вполне отображает внутреннюю суть. Кому не известно, что по весне или в период дождей Юргинка бежит «говорливо и бойко».
 
Считается, что населённый пункт Юрга возник в 1886 году, но есть сведения, что строительство первых домов Старой Юрги можно ориентировочно отнести к 1875-1876 годам. Выселки появились на земельных участках, разработанных под пашню на плодородных берегах речки Юрга жителями села Поломошное. Село Поломошное к тому времени уже более ста лет слыло зажиточным и многолюдным. Первыми поставили свои дома на выселках «Юрга» братья Аександр и Григорий Берёзовские. По именным спискам 1901 года в выселках «Юрга» Поломошнинского сельского общества насчитывалось около 40 человек.
 
Юрга как город в 2009 году отмечает своё 60-летие, но как поселение она значительно старше. И как знать, может оставаться бы в Юрге обычным селом, каких много вокруг, если бы 113 лет назад не произошло знаменательное событие: рядом с Юргой прошла железная дорога — Транссибирская магистраль. Это и определило дальнейшую судьбу Юрги. Воспоминания об этих далёких днях хранятся в городском краеведческом музее. Есть здесь уникальный экспонат — рельс, изготовленный на знаменитых демидовских заводах в Нижнем Тагиле в 1896 году. Да-да, в том самом, когда прошла через Юргу Транссибирская магистраль. Подтверждение тому — клейма на рельсе. Второй замечательный экспонат — «Всемирный атлас», выпущенный издательством Адольфа Маркса в 1904 году. И если открыть его на странице, озаглавленной «Западная Сибирь и Среднеазиатские владения России», то можно увидеть, как красной нитью пролегла по нашей земле Транссибирская магистраль, которую современники назвали Великой.
 
Между станциями Новониколаевск (ныне Новосибирск) и Тайга видим станции Литвиново, Тутальская. Станции Юрга на этой карте ещё нет, но то, что она уже строилась, подтверждает другой документ. Из Центрального государственного исторического архива СССР, расположенного в Ленинграде, в 1968 году в наш музей был прислан «План расположения путей и зданий на разъезде Юрга, 1478 вёрста». Утверждён этот план начальником Сибирской железной дороги в 1902 году. В 1906 году станция была открыта, и Юрга стала железнодорожным посёлком, Нужно добавить, что на участке пути от Златоуста до Красноярска проектные и изыскательные работы вёл знаменитый русский инженер и известный писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Во время строительства дороги он жил в селе Талая и оставил любопытные заметки о быте крестьян из окрестных сёл. Проектировал и рассчитывал он и водонапорную башню на станции Таскаево.
 
Хотя первоначально магистраль была однопутной, т.е. поезда могли двигаться в одну сторону, а разъезжались на станциях и разъездах, но уже тогда было предусмотрено строительство второго пути. Талантливые русские инженеры предусмотрели развитие дороги на десятки лет вперёд. Уже в 1910 году был произведён расчёт строительства железнодорожного моста через реку Томь для 2-го пути, хотя осуществить его удалось лишь много лет спустя.
 
Более интенсивно Юрга заселяется с началом массового переселения крестьян из России в Сибирь после столыпинской реформы 1906 года. Людей привлекали сюда плодородные земли, полноводная река Томь, а также близость Кузнецкого тракта — главного торгового пути из Томска на Кузнецк. Здесь крестьянам легче было сбывать торговым людям излишки сельхозпродуктов. К 1910 году на станции Юрга имелись деревянный железнодорожный вокзал, военная казарма, улочка складов и домов, принадлежащих купцу Мельникову, небольшая кондитерская.
 
Следующий этап в развитии железнодорожной станции Юрга, значение которого трудно переоценить, связан с деятельностью известного концерна «Копикуз». Согласно договору, заключённому 19 октября 1912 года учредителями этого концерта с царским кабинетом, в 1913 году началась стройка 186 вёрстной дороги от Юрги до Кольчугина с веткой от станции Топки до Кемерово. Основные работы развернулись в годы 1-й мировой войны и велись торопливо. Землю копали вручную, возили на лошадях и тачках. В сентябре 1915 года началось временное грузовое движение, а в декабре — временное пассажирское сообщение от Кольчугина и Кемерово. Выход углю Кольчугинского и Кемеровского рудников «Копикуза» на магистраль был открыт.
 
Юрга в те годы быстро расширялась. По обе стороны железнодорожного полотна строились деревянные дома, практически не сохранившиеся до наших дней. Естественно, улицы в дореволюционной Юрге носили другие названия. К примеру, современная улица Ленина называлась Почтамтской, Калинина — Яковлевской и т.д. В 1913 году в Юрге уже имелась железнодорожная школа с 4-мя классами. Примерно с 1913 года, в связи с изменением роли железнодорожной станции Юрга, здесь стали останавливаться пассажирские поезда. В 1914 году были построены дом, в котором уже в советское время располагалась районная поликлиника (снесён в 1981 году), дом начальника станции Юрга-1, склад и винно-водочный магазин.
 
В дореволюционной Юрге имелся и двухэтажный жилой дом, ныне не существующий, а так же и складские помещения купцов Семендяева и Казанцева. И если уж зашла речь о торговцах и торговле, нельзя не помнить, что станция Юрга в тот период была одним из основных центров по производству и транспортировке масла в Кузбасс. Ведь вывозить масло с железнодорожной станции было гораздо удобнее.
 
Заканчивая обзор этого периода в истории Юрги, обратимся к исторической справке, составленной к 25-летию города. В ней высказывается мнение с которым трудно не согласиться: «Вплоть до 1917 года, Юрга представляла собой захолустье, однообразную жизнь которого нарушали паровозные гудки, да массовые гулянья юргинцев в религиозные праздники у знаменитого в ту пору пруда в берёзовой роще. Нередко гулянья эти заканчивались кулачными боями». Однако приближалась пора революционных потрясений и бурь.
 
В не большом пристанционном посёлке Юрга в 1917 году не происходило бурных революционных событий. Но когда пришло известие об Октябрьской революции, в Юрге тоже провели выборы поселкового Совета рабочих и солдатских депутатов – Совдепа, председателем которого единогласно был избран Алексей Григорьевич Говоров.
 
О судьбе этого замечательного человека нужно рассказать особо.
 
Алексей Говоров родился в 1880 году в Вятской губернии, в батрацкой семье. В Сибирь приехал после службы в армии, увлечённый рассказами сослуживцев о богатстве сибирского края. Когда обзавёлся семёй, приехал на постоянное жительство на станцию Юрга-1, работал плотником на железной дороге. Началась 1-я мировая война, и Алексей Григорьевич ушёл на фронт, оставив жену и четверых малолетних детей. Провоевал больше 3-х лет.
 
Революция застала Алексея Говорова в дороге — он ехал домой по болезни. В декабре 1917 года Говоров был избран председателем Совдепа. На первом же заседании было решено установить 8-часовой рабочий день, открыть 5-классную школу, медицинский пункт. За счёт кулаков и торговцев оказалось материальную помощь беднякам Старой Юрги, организовать отряд красногвардейцев. Совдеп пользовался большим авторитетом у населения Юрги, но просуществовал недолго: в мае 1918 года, когда вспыхнул бело-чешский мятеж Совдеп был разгромлен. Говорову и членам Совдепа удалось скрыться.
 
Алексей Григорьевич долго скрывался в деревне Кожевниково у родственников жены, однако по доносу был арестован и отправлен в белогвардейский штаб, на станцию Болотное. Жена, Аграфена Сергеевна, не раз ездила туда, умоляя отпустить мужа и отца четверых детей. Его отпустили, но через некоторое время вновь арестовали и отправили в Новониколаевскую тюрьму. В августе 1918 года большую группу арестованных, в том числе и Говорова, под усиленным конвоем из тюрьмы доставили на станцию и погрузили в вагоны с надписью “смертники”. Двое суток сидели люди в вагоне без воды и пищи, а перед самым отправлением поезда они были освобождены партизанами. До прихода частей Красной гвардии Алексей Говоров находился в партизанском отряде. В этот же отряд привели партизаны и бывшего юнкера Леонида Говорова, племянника Алексея Григорьевича, будущего маршала Советского Союза.
 
По возвращении из партизанского отряда, Говоров Томским Губревкомом партии был направлен в Варюхинской волостной Ревком, а в 1932 году после окончания краткосрочных курсов при Промакадемии переведён на работу в лёгкую промышленность. В январе 1938 года старший сын Говорова, Александр Алексеевич, главный механик Проскоковской МТС, арестован, обвинён во вредительстве и расстрелян в 1942 году. И стал Алексей Григорьевич отцом “врага народа”. Вся многочисленная семья бедствовала, им отказывали в работе, учёбе.
 
С началом Великой Отечественной войны уходят на фронт двое младших сыновей. На Дмитрия пришла “похоронка”, Иван пропал без вести. Сердце отца не выдержало. Умер Алексей Григорьевич в 1944 году в городе Осинники. Он был честным человеком и свято верил в правоту дела, которому служил.
 
В музейных архивах хранятся документы и фотографии, рассказывающие о прошлом, кажется, уже далёком, и вместе с тем, о таком близком. Полны драматизма и боли строки из предсмертного письма Сергея Сластунова, командира красногвардейского отряда, расстрелянного в 1919 году в красноярской тюрьме в возрасте 22-х лет. Первый командовал 5-й армией, а второй-27-й стрелковой дивизией в составе 5-й армии, когда в 1919 году Юргу освободили от колчаковских войск.
 
В первой половине 1920 года в Юрге создаются партийные и комсомольские ячейки. Перед ними встали неотложные задачи по восстановлению органов Советской власти: нужно было очистить район от кулацко-эсеровских отрядов, восстановить хозяйство района, железную дорогу, станции Юрга-1 и Юрга-2. 1 мая 1920 года коммунисты и комсомольцы станции Юрга провели субботник, из-под откоса были подняты на рельсы и отремонтированы три товарных вагона. Для голодающего Поволжья и жителей Москвы отправлено 100 пудов сухарей.
 
 В числе первых комсомольцев Юрги были братья Степан и Георгий Ивановы, Пётр и Михаил Агаповы, Иван Ильич Асанов, Макаренко, Архангельский и другие. Есть в фондах музея воспоминания Степана Иванова и Михаила Агапова. Михаил Григорьевич рассказывал: «Каждый из нас, комсомольцев 20-х годов, отдавал все силы борьбе с пережитками прошлого, стремился к знаниям. Комсомольцы все учились в вечерней школе или политкружке, собирали книги, открывали библиотеки, организовывали субботники по восстановлению железной дороги, по очистке линей от снега, оказывали помощь комитетам бедноты в сельскохозяйственных работах. Вели борьбу с беспризорностью — снимали грязных, голодных ребят с поездов и отправляли в Тутальский детский дом. Были дела и труднее и опаснее. Комсомольцам- чоновцам приходилось выезжать в деревни на ликвидацию контрреволюционных банд. В Юрге хозяйничали баптисты, вовлекавшие в моление не только стариков, но и молодёжь. Мы создали агитбригаду «Синяя блуза», организовали большую художественную самодеятельность, которая выезжала в сёла с концертами, и вели культурную работу».
 
Переход Советского государства к новой экономической политике принёс перемены в жизнь Юрги. В музее хранятся воспоминания старожила города — Василия Александровича Юрченко, который очень подробно описывает Юргу 20-х и 30-х годов. Вот как вспоминает Юрченко о времени НЭПа: «До 1923 года в Юрге был всего один кооперативный магазин, расположенный в деревянном одноэтажном здании на углу улиц Почтамтской (ныне Ленина) и Тальской. На площади, ближе к вокзалу, располагались частные ларьки, торговавшие с утра до темноты. Но это были мелкие торговцы. Задавали тон в торговле другие. В Юрге проживал Семендяев, являющийся владельцем пивзавода в Томке. В Юрге у него было два магазина: один промтоварный, на улице Линейной, напротив вокзала, второй — на улице Ленина, специально построенный для торговли железоскобяными, хозяйственными и продовольственными товарами. Магазин был небольшой, но так бойко торгующий, что подвоз товаров был непрерывным. Семендяев на территории своей усадьбы площадью больше гектара на улице Линейной имел цех розлива пива. Вторым коммерсантом являлся Сотановский — владелец железнодорожного ресторана. В те же годы в Юргу приехал конфетных дел мастер Мерзляков, затем появился квасных дел мастер. Торговля и пищевая промышленность поднималась, как на дрожжах, и Юргинская продукция проникала не только в соседние районы, но даже в Томск, Шегловск, Кольчугино».
 
Но начинался новый этап в истории страны — коллективизация. К этому времени в 1931 году в Юрге проживало 1149 человек, в Старой Юрге — 221 человек. В Юргинском сельсовете в 130 году имелось 542 хозяйства единоличников и ни одного колхозника, в 1931 году —  09 хозяйств колхозников и 314 единоличников. Но процесс коллективизации набирал силу: с 1931 по 1935 год возникло подавляющее большинство Юргинских колхозов. В 1935-36 годах на территории района существовало 97 колхозов.
 
Город над Томью
 
Разглядывая карту Юргинского района 1936 года, в нашем школьном музее хранится копия этой карты, и, сравнивая с ней современную карту, я обратила внимание на границы современного города. Оказалось, что многие бывшие земли колхозных хозяйств вошли в территорию современной Юрги: к началу 3-й пятилетки, а это 1938 -1942 гг., к Юрге примыкали земли колхозов имени Ворошилова, имени Наримонова, «Авиаотряд» и «Красная Ночь». Сегодня на их бывших землях расположен современный город.
 
Чёрной датой в истории нашей страны отмечен 1937 год — начало массовых репрессий. Не обошли они стороной и жителей Юрги. На землях района было немало лагерей СИБлага. На карте очерчены многоугольники с мрачной надписью «зона НКВД» — территория СИБлага. Немногие жители нашего города, конечно, знают, что на территории современной Юрги в период с 1935 по 1939 год был СИБлаг для медицинских работников и педагогов.
 
В 1935 году было принято постановление партии, по которому в больницах и школах должны были работать представители комитета Госбезопасности. Эти люди не имели специального образования – ни медицинского, ни педагогического. В их обязанность входило посещение уроков в школах, лекций в институтах и составление «крамолы» на неугодных врачей и учителей. Обвинения, в основном, были в том, что врачи лечили не по предписанию партийных руководителей, а учителя не доводили до учеников очередных решений партии. Среди СИБлаговцев Юрги было очень много врачей, которые даже не знали, в чем их обвиняют. Все они имели большой срок за «антикоммунистическую пропаганду» — 10 лет.
 
В 1939 г. в связи со строительством машиностроительного завода, заключенных Юргинского СИБлага перевели в состав Мариинской зоны и они уже там досиживали свой срок. Обо всем этом мне рассказала учитель истории — Журавлева Елена Абрамовна, сейчас она на пенсии. Но лет 20 назад вместе с ребятами, ее учениками, она сумела раскопать такую страничку истории нашего города. Несколько лет она прожила в Мариинске, где преподавала в школе. Среди ее друзей были бывшие СИБлаговцы Юргинского района — врачи и учителя. Этот лагерь находился на 43 пикете, в настоящее время это пустырь, а совсем недавно в 200 метрах от этого места располагалась наркологическая больница. Здесь содержалось чуть более 100 человек — врачей и учителей, в основном, с западных частей СССР. Лагерь окончательно был ликвидирован в 1958 году: «В СИБлаге всеми средствами, какими только могли, лечили заключенных, однако, ежедневно 10-15 человек умирало от истощения, дистрофии, голода и непосильного труда. Врачам здесь приходилось очень тяжело. Не было инструментов, делали сложнейшие операции простым кухонным ножом, спасая жизни как своим конвоирам и их домочадцам, так и местным жителям. В любую минуту их могли под конвоем увести на вызов, и они были обязаны, несмотря на то, что отработано 14-16 часов на лесоповале, лечить, спасать, делать операции.
 
Надо сказать, что сибиряки — очень великодушные люди. Они часто помогали своим врачам — приносили горячую картошку, молоко. А врачи, в сою очередь, заботились о здоровье этих простых людей. Все врачи и учителя были высокообразованными людьми. Они прекрасно владели несколькими языками, писали стихи, музицировали, рисовали. Многие из них сидели в Мариинском СИБлаге до 1956 года, а после ликвидации лагерей, остались жить здесь, в Сибири, не захотели вернуться назад».
 
Жизнь, несмотря на мрачные времена, продолжалась. В октябре 1939 года Совет Народных Комиссаров принял решение о строительстве завода в районе Юрги. В 1940 году велись изыскательские работы, была определена площадка под завод и начато строительство. Первым директором завода стал Василий Васильевич Добряков. С началом строительства завода кончается предыстория и начинается история города. У небольшой станции Юрга на основной сибирской магистрали началось строительство завода и города. Было это в 1940 году. Но мирный труд нашего народа был прерван Великой Отечественной войной. С первых её дней темпы строительства машиностроительного завода ускорилось.
 
В 1941 году в Юргу начали прибывать эшелоны из Сталинграда, Ленинграда, Краматорска, Москвы, Коврова с эвакуированными рабочими и оборудованием. В 1942 году Юрга, не считая пристанционной части, была небольшим рабочим посёлком, и было в нём полтора десятка бараков, кирпичная баня, небольшая электростанция, водонасосная станция, пекарня. Там, где шло строительство завода, стояли два деревянных здания барачного типа, а вокруг — несметное количество эвакуированного в Юргу производственного оборудования.
 
В Юрге функционировал посёлковый Совет. Главной улицей считалась Ленинградская, метров 200 длиной, которая тянулась от мебельной фабрики до бани. В бараках проживала небольшая часть рабочих. Здесь же находилось первое учреждение культуры — кинотеатр «Темп». Из-за недостатка жилья многие рабочие селились за Томью: в Тутальском доме отдыха, в селе Поломошное и в других местах. Кроме существовавшей на новостройке школы и её филиала на первом участке, организовали начальную школу в районе дома отдыха. Было трудно, но люди не считались с трудностями, так как знали: на фронте тяжелее.
 
Вот как об этом вспоминает Заслуженный врач России – Лидия Леонидовна Мирошникова. В 1942 году по Дороге жизни из блокадного Ленинграда их привезли сюда, в будущий город: «Я родилась в Ленинграде в 1935 году. Во время войны, в блокаду, в 1942 году по Дороге жизни нас вывезли на большую землю. Больше месяца в товарняках, под бомбежками, мы добирались до места. На остановках наши родители бегали в поисках кипятка, а мы их ждали. Большинство мыслей было занято едой, ведь мы год прожили в блокадном Ленинграде, а это голод и холод. Когда мы сюда приехали, совсем немного мы жили в бараке, который раньше находился в районе нынешнего базара. Барак был большой. А потом нас перевезли на ту сторону. До этого там был Дом отдыха железнодорожных работников. Но в годы войны его закрыли. Здания пустовали, и вот всех, кого привезли сюда, большинство семей поселили там, а родители, так как вот папу эвакуировали сюда именно с заводом, они строили, работали на заводе. Нас поселили, сейчас она называется «Дача 32», а в настоящее время там находится ревмосанаторий. Это здание до сих пор существует. Единственное, что это нет 2-го этажа. Раньше там, на этом здании, был и 2-ой этаж. И вот такая большая комната занимала весь 2-ой этаж.
 
Нас поселили, несколько семей. Никаких отдельных комнат не было. Каждая семья занимала свой определенный угол. Вещей в то время совсем немного было, так как, выезжая, взяли самое необходимое, поэтому спали на полу, какие-то нам кровати выделили из этого же Дома отдыха. Была общая печка. Туалет на улице. Воду брали из колонок, или ходили на речку. В одном углу одна семья, где-то посредине другая семья со своими манатками. Здесь мы не слышали грохота войны, снова вернулись в свое детство. Мы также бегали, играли в разные игры, и в прятки, и в догонялки, и в мячи. А взрослые работали помногу, недоедали, хотя немного легче было, но еще было голодно. Родители были молоды, в то время было 30 с небольшим. Отмечали праздники. Что было на праздниках? Галушки из картошки, тогда очень любимое было кушанье. При Доме отдыха было подсобное хозяйство, там выращивали овощи, поэтому на столе, в основном, преобладала картошка, морковка, свекла.
 
Родители наши очень любили наряжаться, это сохранилось еще с Ленинграда. Кто чертиком, кто Бабой Ягой. А тетка моя, вот помню, надевала черные рейтузы, черный свитер, на голову черный чулок, пришивала какой-то хвостик, две морковки на голову и выступала. Надевали юбки, кофты, на голову косынку и нас развлекали. Дедушка Мороз был. Были все очень дружные, вот самое главное, уважали друг друга, помогали друг другу».
 
С приездом строителей из Сталинграда строительство завода и города было поручено Сталинградскому строительному тресту №25. Зимой 42-43 года жители Юрги с трепещущими сердцами слушали по радио сообщения о ходе Сталинградской битвы, особенно те, для кого Сталинград был родным городом. Героизм наших бойцов и разгром немцев у Волги влили новые силы в тех, кто строил и прилагал все силы, чтобы скорее помочь фронту. Объёмы кирпича, получаемого из Анжеро-Судженска для стройки, уже не соответствовали потребностям треста. Поэтому началось строительство Юргинского кирпичного завода. Наладили добычу инертных материалов — песка и гравия, организовали лесозаготовки. Уже в 1944 году трест построил свой кирпичный завод с головой производительностью 18,5 миллиона штук кирпича, имел свои лесозаготовки в Яшкинском районе. Заработала асфальтная установка, вывезённая из Сталинграда: на втором участке появились первые асфальтированные дороги. Быстрыми темпами шло строительство машиностроительного завода.
 
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 февраля 1943 года Юргинский машзавод объявлен введенным в действие. В 1943 и 44 годах один за другим вступали в строй производственные цеха. Отопительной системы в то время в цехах не было, они отапливались жаровнями, наполненными коксом, а центральная измерительная лаборатория согревалась спиралями, развешанными вдоль всего помещения. Летом 1943 года был заложен крупно-механический цех со сборочным пролётом. Строители ещё монтировали над цехом перекрытия, а на пролётах монтажники уже устанавливали оборудование. Крупногабаритные станки затаскивались в цех в ручную, при помощи лебёдок. Кранов тогда ещё не было. Зимой 1943-44 года на заводе шла отладка уникального оборудования. Несмотря на то, что от холода руки прилипали к металлу, монтаж шёл успешно. Строители и коллектив завода буквально повседневно проявляли героизм, чтобы быстрее дать продукцию фронту.
 
И вот в июне 1944 года произошло большое, радостное событие. Завод выпустил и испытал на полигоне первую продукцию, которая вскоре была отправлена на фронт. Можно сказать, что с этого месяца юргинцы непосредственно принимали участие в разгроме врага. Наши пушки получили высокую оценку фронтовиков. Тяжким бременем легла война и на жителей района. Весь груз сельскохозяйственных работ несли на своих плечах женщины, старики и дети. С весны 1943 года машзаводчане взяли шефство над колхозами района. Они посылали в колхозы кузнецов, слесарей, выступали с докладами, лекциями. Всматриваясь в потемневшие фотографии, мы видим самое главное, дорогое и красивое — лица людей: прекрасные лица наших земляков, воевавших на всех фронтах от Баренцева до Чёрного моря, прошедших от Москвы до Берлина и Тихого океана и самоотверженно трудившихся в тылу во имя Победы. Разные люди, разные судьбы, но объединяет их одно: небывалая по жестокости война и Великая Победа.
 
Но молодежь Юрмаша не только ударно трудилась у станков по 14-16 часов, а еще занималась устройством своего быта. В 1943 году появилась первая футбольная команда. С каким трудом был построен первый в городе спортивный стадион, он, кстати, до сих пор работает, на футбольном поле проводятся футбольные матчи, на беговых дорожках занимаются спортсмены-легкоатлеты, об этом я узнала из воспоминаний Силантьева В.Ф. Владимира Федоровича уже нет в живых, но совсем недавно его воспоминания о строительстве города, о том, чем занимались молодые люди в те тяжелые годы, в наш школьный музей передала его дочь — М.В. Скороходова.
 
Владимир Федорович почти на пятидесяти листах убористым подчерком рассказывает о буднях машиностроительного завода, о своей семье, о том, как под страшными бомбежками из горда Коврова добирались к нам, в Сибирь, как учились в ФЗО, о духовом оркестре. Оказывается, уже в 1942 году в нашем городе был духовой оркестр, и входило туда более 40 человек, оркестр до сих пор радует своими выступлениями горожан в дни праздников на площади у Городской администрации. Из этих воспоминаний также я узнала, что футболисты не только играли между собой, хотя было сделать очень трудно, потому что ребята работали в разных цехах, в разные смены, но даже на разных предприятиях и поэтому было очень тяжело собрать всех на тренировки и на соревнования. Однако, командование военного Юргинского полигона, расположенного в 16 км от города, довольно часто приглашало молодых футболистов на товарищеские встречи с воинами, которые отправлялись на фронт. По воспоминаниям Владимира Федоровича за два года прошло более десятка встреч с переменным успехом. На основании этого я могу сделать вывод, что молодые люди не только трудились по 16 часов у станков, выдавая продукцию для фронта, а это в основном были пушки 2ЛМ, Б-24, минометы, 134мм, морские пушки, Б-34, они шли на подводные лодки и крейсера, но и закладывали основы будущей культуры города, его спортивных достижений, высокого образования и мощь Юргинского машиностроительного завода.  
 
С победным маем 1945-го пришла мирная жизнь. Перед тружениками Юрги встали задачи восстановления и перестройки народного хозяйства на мирный лад. Сложности этого перехода требовали нового напряжения всех сил трудового народа. Ещё в 1942 году Юрга была преобразована в рабочий посёлок, который являлся административным центром Юргинского района. С ростом завода рос и посёлок. В этом своеобразие развития нашего города.
 
В 1949 году Юрга получила статус города районного подчинения, а в 1953 году – областного подчинения. К середине 80-х годов объём производства юргинского машиностроительного завода увеличился в десятки раз. Кроме оборонной продукции машиностроители освоили выпуск сотен наименований продукции народнохозяйственного значения: маслопрессы, жаровни, «химическое» оборудовании, валки холодного проката, кукурузоуборочные комбайны, проходческие комбайны, самоходные краны, головки роторов для крупных электрических машин, коленчатые валы для двигателей, запчасти для сельхозмашин, товары широкого потребления. К концу 80-х годов дважды орденоносный Юргинский машиностроительный завод был флагманом военно-промышленного комплекса, огромным градообразующим предприятием, давшим жизнь цветущему городу.
 
В послевоенные годы растут промышленные предприятия города, набирает силу трест «Юргапромстрой» из Сталинградского строительного треста №25 в 1955 году он переименован в стройтрест №144, а в 1960 году — в трест «Юргапромстрой». За годы существования, с 1942 до начала 90-х, трестом «Юргапромстрой» были построены: машзавод, абразивный завод, пивоваренный завод, другие промышленные предприятия. А так же около 20 общеобразовательных школ, дворец культуры «Победа», клуб «Строитель», кинотеатр «Эра», медицинские учреждения, два спорткомплекса, магазины и учреждения общественного питания. Отдельные предприятия и службы города выросли из цехов и подразделений машзавода и треста «Юргапромстрой». Мебельная фабрика выросла из столярного цеха завода в 1957 году, Юргинторг и трест столовых и ресторанов — из ОРСа, кирпичный завод и завод железобетонных конструкций- из подразделений треста. Коммунальное обслуживание города велось службами машзавода. Только в 1978 году город получил свой водопровод, несколько позднее были построены очистные сооружения.
 
Второе крупное промышленное предприятие города — абразивный завод начал строиться в 1960 году. 16 апреля 1966 года утверждён Государственный устав завода. Этот день принято считать днём рождения завода. 1-го июля 1967 года введено в эксплуатацию отделение плавки легированного электрокорунда производственной мощностью 25 тысяч тонн в год. В марте 1972 года выдала первую промышленную плавку уникальная по мощности электропечь по производству нормального электрокорунда. К середине 80-х годов абразивная промышленность являлась одной из высокоразвитых отраслей машиностроения, которая производила все материалы, необходимые для изготовления абразивного инструмента: электрокорунд, карбид кремния, карбид бора, синтетический алмаз и эльбор. Абразивный завод имел свои санаторий профилакторий, пионерский лагерь и подсобное хозяйство. Вместе с промышленными предприятиями рос и развивался город. В конце 40-х начале 50-х годов были построены 3-этажные дома по улицам Московской и Ленинградской, они и сейчас являются архитектурным украшением нашего города. А с начала 60-х, с освоением крупнопанельного домостроения, начинается строительный бум, продолжавшийся вплоть до конца 80-годов.
 
60-е… Время больших свершений и надежд, время юности города и многих его жителей. Много работали, напряжённо учились, самозабвенно занимались спортом, театром, танцами. Пусть многого ещё не хватало, пусть одевались довольно скромно, но будущее казалось таким близким и таким прекрасным. Юргинцы ещё помнят, как тогда, в 60-х, по вечерам светились неоновые рекламы на всех магазинах, какие огромные круглые фонари освещали улицу Московскую, а летними вечерами вся улица Ленинградская была заполнена гуляющими. Сейчас это кажется удивительным, но гуляли все: мамы, папы, бабушки, молодёжь. Всюду знакомые, приветливые лица, дружелюбные компании — страх ещё не поселился на наших улицах и в наших сердцах. Много дорогих сердцу воспоминаний пробуждают фотографии в залах Краеведческого музея. Люди, строившие завод и город, Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Ленина и Октябрьской революции, ветераны труда. Сотни фотографий и имён. Замечательные юргинские фотографы К. Аредаков и Н.Кибяков составили города: вот так выглядела Юрга в 40-х, 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годах.
 
Перестройка. Конец 91 года. Социально-экономическая обстановка в городе очень тяжёлая. В газетах многочисленные объявления об обмене вещей. Денег не хватает, продуктов и предметов потребления  тоже. «Бартер» — это понятие, символизирующее обстановку 90-91 годов. Цены опущены, жизнь стремительно меняется. Начинается быстрое расслоение общества по уровню доходов. Заработанная плата и пенсии далеко отстали от цен. Резко оживилась торговля, бойко работает вещевой рынок, на улицах появляются коммерческие ларьки, магазинные прилавки полны отечественной и зарубежной продукции. В образовавшемся правовом вакууме началось и накопление капитала, и обнищание населения.
 
92-й год проходил под «знаком» приватизации и ваучеризации. Как это парадоксально, но в такие переломные годы наблюдается резкий подъём культурной и духовной жизни. Даже несмотря на тяжёлую финансовую ситуацию, в 1993 годах были увеличены средства, выделяемые на культуру, благодаря чему культурные учреждения нашего города несколько улучшили свою материальную базу. Начали создаваться различные культурные и духовные общества, оживилось народное творчество. Построен православный храм — первый в истории города. Воссоздаются и собираются по крупицам утраченные и забытые ценности. В 1994 году разразился давно назревавший экономический кризис на самом крупном предприятии города — Юргинском машиностроительном заводе. Градообразующее предприятие, осуществив конверсию в невиданно короткие сроки, оказалось фактически банкротом в условиях экономической и социальной нестабильности. Большинство рабочих и служащих завода, ещё недавно считавших себя надёжно защищёнными социально и материально, оказались в тяжелейших условиях, не получали заработанную плату месяцами. Почти вся социальная сфера завода (жилищный фонд, детские сады) была передана городу, но финансовое положение завода не улучшилось. Завод за годы своего существования накопил богатейший интеллектуальный капитал в лице инженерных кадров, теперь возникла реальная угроза его утраты, так же, как и утраты квалифицированных кадров рабочих.
 
И уже кто-то назвал наш город умирающим! Нет, юргинцы не дали родному городу умереть! У горожан хватило на это сил, ума и терпения. Ведь им было, с кого брать пример — с отцов и дедов, построивших этот красивый, уютный город. И как дорогое и близкое существо, они свой город спасли и вернули к полноценной жизни.
 
2008 году Юрга шагнула в третье тысячелетие с верой в будущее. Наш город за прошедшие годы стал краше. Он растёт, строится, развивается, смело смотрит жизненным испытанием в лицо. Ведь он выстоял в жёсткой конкурентной борьбе с близлежащими огромными городами. И выстоит! Свой 60-летний юбилей Юрга встречает с твёрдой верой в своё прекрасное будущее.  
 
Автор: Сорокина Вероника Константиновна, 9 «Г» класс, школа №10
Руководитель: Дорофиевская Марина Витальевна, учитель истории, школа №10

Обсудить на форуме
 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2024