Балахнин Яков Николаевич




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?



Балахнин Яков Николаевич

Родился: неизвестно

 

Из наградного листа Балахнина Я.Н. на представление к ордену Боевого Красного Знамени:
«За время участия в Великой Отечественной войне против германского фашизма, совершил 26 успешных боевых вылетов. В бой летает смело и с большим желанием. В бою спокоен и находчив.
… На своем боевом счету тов. Балахнин имеет уничтоженных и поврежденных танков 6, автомашин 9, ж.д. вагонов 14, арт.орудий 3, разрушенного ж.д.полотна 50 мтр, много другой техники и живой силы противника. Примером его самоотверженной боевой работы могут служить следующие боевые факты:
16.01.1945 года летал на бомбардирование скопления автомашин противника в районе пункта Бучек, в составе 9 самолетов ПЕ-2. Несмотря на атаки истребителей противника и противодействие ЗА, поставленная задача была выполнена отлично, в результате чего уничтожено 20 автомашин противника, подтверждением чего служит фотофильм №11-12.
11.03.1945 года летал в составе 8 самолетов ПЕ-2 на бомбардирование опорного пункта противника Альтдамм. Пробиваясь через заградительную стену огня ЗА и умело маневрируя, тов. Балахнин, несмотря на повреждение своего самолета, не оставил свою группу, а вышел на заданную цель и сбросил бомбы. В результате бомбометания было уничтожено: 7 автомашин, взорван склад боеприпасов и разрушено 9 домов, подтверждением чего служит фотофильм №97-162.

Командир 24 Бомбардировочного Авиационного Орловского
Краснознаменного ордена Суворова полка, подполковник Соколов.
08.05.1945 года».


ПОД КРЫЛЬЯМИ ФРОНТ

В один из июньских дней 1941 года паровозному машинисту станции Рубцовка Якову Балахнину принесли повестку. Предписывалось срочно явиться в местный военкомат. Сдав смену, Яков, минуя дом, побежал по вызову, Беседа в кабинете военкома была краткой. Война только началась и, вероятно, кончится не скоро. Красной Армии потребуется пополнение технически грамотными кадрами. Балахнин, не мобилизованный сразу по железнодорожной брони, направляется в военноавиационную школу пилотов. Направление в летную школу не случайно. До войны Балахнин, уроженец одной из деревушек Яшкинского района окончил Тайгинский аэроклуб. Занятия в аэроклубе учлет совмещал с учебой в железнодорожном техникуме. Яков, как и многие мальчишки довоенной поры, мечтал о небе, хотел лететь. И мечта сбывалась. Далеко на Западе грохотала война. Ее эхо доносилось в Сибирь радиосводками информбюро, газетными сообщениями и эшелонами раненых и эвакуированных. В октябре 1943 года Балахнин в числе других однокурсников досрочно произведен в младшие лейтенанты и направлен на один из авиационных заводов для перегонки новых машин в действующую армию. Лишь через полтора месяца после настойчивых рапортов летчик попал на фронт. Белоруссия. Гвардейский полк пикирующих бомбардировщиков. Первый боевой вылет. Он запомнился на всю жизнь, хотя ничего особенного тогда не произошло. По сигналу зеленой ракеты девятка «петляковых» звеньями взмыла в воздух. Позади томительные минуты ожидания под крылом машины с прогретым мотором, получение боевой задачи, наставления командира эскадрильи. Набор высоты, и через 22 минуты самолеты легли на боевой курс. С высоты 1800 м в мощном двухмоторном гуле не слышно, как бьют зенитки. Их присутствие угадывается лишь во шапкам разрывов, которые, как бутоны, расцветают вокруг машин. Но Балахнину не до зениток. Все внимание молодого пилота сосредоточено на командирской машине... «Только бы не выбиться из строя! Только бы не прозевать сигнал атаки!» — думает он. Вот и сигнал. Из люка ведущего «петлякова» посыпались бомбы. Балахнин нажимает кнопку включения бомбосбрасывателя. Где-то там, далеко внизу, грохочут разрывы, начисто сметая немецкие артиллерийские позиции. А краснозвездные мстители, выполнив задание, уже легли на обратный курс. Среди них экипаж сибиряка, младшего лейтенанта Якова Балахнина. Радостно вернуться на свой аэродром не потеряв ни одного товарища, радостно выслушать поздравление командира полка с боевым крещением. Первое ранение Яков получил в боях за белорусский город Гомель. В один из ноябрьских дней 1943 года звену Балахнина приказано уничтожить железнодорожный мост через приток Днепра — реку Сож и тем самым отрезать немцам путь отступления. Еще до подхода к цели Яков почувствовал, что ноги обожгло словно кипятком, но не придал этому значения. Развернув «ПЕ-2» на боевой курс, он спикировал, сбросил бомбы и пошел домой. Неистово били зенитки по уходящему звену «петляковых». Но поздно. Мост перестал существовать. О том, что он равен, Балахнин узнал по пути на аэродром, когда почувствовал садящую боль в ногах. Ощупав правую ногу, увидел, что перчатка в крови. Кровоточила и голень левой. Сказал об этом штурману Федору Ющенко. Тот немедленно перетянул ноги ременными жгутами. В госпиталь летчик не пошел. Решил лечиться в полковой санчасти. За уничтожение моста экипажи звеньев представили к наградам. Яков Балахнин получил орден Боевого Красного Знамени. Фронт стремительно продвигался на Запад. В районе Бобруйска наши части окружили большую группу немецких войск. В числе авиационных полков, которым поручалось их уничтожение, был полк пикировщиков. На бомбежку летели отдельными звеньями, цели искали сами. На языке истребителей это - «свободная охота». Однажды звено Балахнина получило задание нанести удар по скоплениям фашистских танков восточнее Бобруйска. На подходе к целям самолеты звена разошлись. Пытаясь спасти технику, немецкие зенитчики палили вовсю. Выводя тяжелую машину из пике, Балахнин заметил, что ее несколько раз встряхнуло. Взглянул на приборную доску. Давление масла резко упало. Через несколько секунд заглох левый мотор. «Зацепили, — подумал Яков. — До своего аэродрома не дотянуть». Где-то поблизости садились штурмовики. Но расположение аэродрома штурмового полка Яков знал приблизительно, и, когда увидел его, садиться было поздно изза малой высоты. Поле, на которое решил сесть Балахнин, оказалось очень неровным. Самолет споткнулся, встал на нос, перевернулся вверх шасси. Еще раз судьба миловала сибиряка. В бессознательном состоянии пилота вытащили и кабины. Очнулся он в полковой санчасти. Два сломанных ребра да синяки, полученные во время падения машины, ненадолго вывели Балахнина из строя. К радости остались живыми и боевые друзья — штурман Ющенко и стрелок-радист Григорий Бастрыкин. Яков Балахнин воевал в прославленной 16-й воздушной армии генерала Руденко. Немало сокрушающих ударов по вражеским коммуникациям нанесли бомбардировщики. В Варшавской операции отличились многие экипажи «ПЕ-2», в том числе и экипаж Балахнина. Второй орден Красной Звезды засверкал на его груди.

Хотя прошло уже 26 лет, разве можно забыть апрельский день, когда командир полка подполковник А. И. Соколов, собрав командиров эскадрилий и звеньев, объявил: «Летим на Берлин!» Колонну девяток «петляковых» командир полка повел сам. Каждый бомбардировщик нес более тонны смертоносного груза. От озера Гроссер-Мюггельзее, на берегу которого расположился аэродром пикировщиков, до берлинского Тиргартен-парка, где находились артиллерийские дивизионы фашистов, километров 50. Эскадрилье, куда входило звено Балахнина, приказано накрыть этот парк. Остальные девятки полка летели на бомбежку других объектов. До цели оставалось 15 км, когда «петляковых» атаковали истребители «Фокке-Вульф190». Два десятка хищников с крестами на крыльях вывалились неожиданно из облаков. Истребители прикрытия, краснозвездные «аэрокобры» бросились им навстречу. Сержант Григорий Бастрыкин первым из экипажа заметил противника: «Командир! Сзади сверху «фоккеры». «Близко не подпускать! — спокойно ответил стрелку Балахнин. Вот он Тиргартен-парк! Густо ощетинились зенитки при появлении пикировщиков. Но сбить их с боевого курса уже нельзя. Один за другим «ПЕ-2» с ревом идут к земле. Пикирует самолет и Балахнина. Заход! Еще заход! ... Возвратившись на аэродром, экипаж насчитал в машине 17 пробоин. Но латать некогда. Подвесили новые бомбы, и снова в воздух. В одно раннее утро Якова Балахнина разбудила беспорядочная стрельба во дворе дома, где жили летчики. «Немцы!» — мелькнула первая мысль. Надернув на босуногу сапоги, схватив пистолет, выпрыгнул из окна в сад и присел под кустом стараясь понять, что происходит. В столь комическом положении увидел его начальник штаба полка. «Чего сидишь?! — крикнул он — Победа!» Как потом выяснили, летчики первой эскадрильи, узнавшие о телефонограмме, в которой сообщалось о подписании немецким командованием капитуляции, стали салютовать из пистолетов в честь Победы. Демобилизовавшись в 1959 году, капитан запаса Я.Н. Балахнин приехал в Юргу. Сейчас он трудится на машиностроительном заводе, являясь инспектором Юргинского отделения «Союзвторчермета». Балахнин — член КПСС с 1946 года, секретарь первичной партийной организации.

- Чурилов В.

Добавил: Администратор

События, с упоминанием этого человека (0)

Нет событий связаных с этим человеком.

Статьи, с упоминанием этого человека (0)

Нет статей связанных с этим человеком.

 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2020