Сидоров Алексей Васильевич




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?






Книга Памяти об участниках Великой Отечественной войны
Скачать

Сидоров Алексей Васильевич

Родился: неизвестно

Фронтовик

Медаль «За боевые заслуги», Кавалер ордена красной звезды

 

В НЕБЕ НАД БЕЛОРУССИЕЙ

 

Вотмы и на фронте. Наша 300-я штурмовая авиадивизия вошла в 16-ю воздушную армию 1-го Белорусского фронта. На дворе июнь месяц, все цветет и благоухает. Стоит тишина, и даже не верится, что мы на передовой. Не слышно стрельбы, грохота танков и самолетов, все притихло перед грандиозным наступлением. Только ночью можно уловить лязг гусениц и гул моторов. Это боевая техника подтягивалась к линии фронта.

20-го июня 1944 года в 16 часов нас пригласили на КП. Первое боевое задание. Нужно паре штурмовиков под прикрытием шести истребителей провести разведку близлежащих железнодорожных узлов и дорог.

Со своего аэродрома взлетели одни, сразу пристроился еще один штурмовик, взлетевший с соседнего аэродрома. Так в паре пошли к линии фронта. Для прикрытия нашей пары в воздух поднялись шесть истребителей ЯК-7. Помахав плоскостями, они окружили нас: одна пара справа, другая слева и одна — над нами.

Глянув вниз, особых примет линии фронта не заметил. Кое-где видны глубокие воронки, но движения нет, все замаскировано. Прошли еще несколько километров, пролетаем над деревней. Кричу командиру, что вижу танки, спрятанные под крышами домов. Это делается так: на скорости танк врезается в хату, а в Белоруссии все крыши домов были из соломы — крыша надевается на танк, и танк застывает на месте. Но мы шли на небольшой высоте, и я увидел, что пушка танка вылезла изпод крыши. Нанес на карту деревню и количество домов.

Пошли на бреющем полете в сторону узловой станции Осиповичи. Выскочили внезапно и увидели обычную фронтовую жизнь: шла разгрузка техники и живой силы. Увидев наши самолеты, станция зашевелилась. Начали беспорядочно стрелять зенитки, и люди из эшелона бросились в сторону леса. Пара бомб — в начале станции, остальные — в конце...

Этим мы не дали возможности рассредоточить поезда. Вторым заходом стали из пушек и «эрэсов» расстреливать эшелоны, которые загружены танками и машинами. Несколько поездов стояло с наливными цистернами.

Сделав третий заход, мы были уверены, что станцию вывели из строя минимум на сутки. Зенитные батареи немцев начали стрелять по нашим самолетам, тем самым раскрыли себя и подверглись прицельному огню истребителей.

Покончив с бомбометанием, пошли обратно к линии фронта. Пролетев километров сорок, пошли над шоссейной дорогой, идущей к передовой, по которой двигалась колонна танков. У нас еще оставалось по два реактивных снаряда. Схода атака не получилась и потому пошли на второй круг, чтобы пройтись по колонне пушками и пулеметом.

Пока делали разворот, колонна совершила оборонительный маневр: танки развернулись задом в кювет, тем самым создав сектор стрельбы для танковых пушек и пулеметов. Такого плотного огня мы не ожидали. Наши самолеты просто чудом сохранили летательные свойства и дотянули до аэродрома.

Воздушный стрелок другого самолета был тяжело ранен, а в мою турель угодил снаряд. От удара снаряда из турели полетели мелкие частицы металла, отчего меня осыпало осколками. Поранены лицо и руки. От сильного удара я свалился в фюзеляж самолета.

Когда вытащили, то понял, что живой и ранение не очень опасное. Сделали перевязку, уложили в тени. Лежать, конечно, не стал, хотелось осмотреть наш самолет. Механик насчитал 33 пробоины.

Вот так прошел мой первый боевой вылет. Разведданные переданы в оперативный отдел штаба. Ребятам было интересно все: ведь никто еще из них не участвовал в бою. Так что героем дня стал я. Все интересовались: ну как? страшно? что видел? Результаты первого боевого вылета налицо. Пробоины в самолете и раны на лице — вот следствия схватки. Все же боевое крещение прошло удачно.

Вся техническая часть полка навалилась на наш самолет. Летный состав усиленно готовился к грандиозному наступлению под кодовым названием «Багратион». Изучались карты боевых действий, возможные точки вынужденных посадок, как на своей территории, так и на территории занятой врагом. Оружейники заправляли самолеты снарядами и патронами. Бомбы подвозились ближе к капонирам. Еще и еще проверялись машины...

Настало 22 июня 1944 года. В 4 часа утра — красная ракета. Аэродром ожил, и ожило небо.

Эскадрильи в воздухе. Задача: бомбить и расстреливать передний край обороны противника, помогая наступлению пехоты. Сделали три захода и вернулись на аэродром для заправки и за боеприпасами. И снова в бой...

В течение трех дней полк усиленно бомбил передний край, и только на четвертый день, наконец, сломлена оборона противника по всему фронту. Фронт стал быстро продвигаться на запад. Теперь задача заключалась в перекрытии путей отступления: взрывать переправы, бомбить железнодорожные станции и шоссейные дороги.

В боях за Белоруссию полк понес серьезные потери. За первые три дня сбито 18 машин, из них 12 уничтожены полностью, а 6 экипажей совершили вынужденную посадку.

В боях за деревню Опаричи, где наша эскадрилья бомбила скопление танков противника, наш ИЛ-2 получил пробоину (при выходе из пике в масляный бак попал зенитный снаряд). Хорошо, что не разрывной, а то бы взорвались. Произошло же осушение двигателя от масла, и мотор заглох. Командир успел сказать: «Идем на вынужденную». Я опустился на дно кабины и уперся головой и ногами в ее стенки. Стояла тишина, мотор не работал, но я слышал стук своего сердца...

Страшный удар, треск. Две сосны смягчили падение, командир направил самолет между ними. Крылья моментально отлетели, фюзеляж, как сигара, прорезал сосновую гущу и врезался по кабину в землю, Мне казалось, что еще не все кончилось, что вот-вот должно произойти что-то страшное. Наконец понял, что жив и надо срочно покидать самолет.

А что с командиром?! Выскочив из своей кабины, увидел, что он повис на рулях, уткнувшись в приборную доску. Оттащил его от самолета метров на тридцать (боялся, что машина взорвется). Прождав минут десять, вернулся в самолет, взял автомат, два запасных диска, бортовой паек и медикаменты. После перебинтовал командиру голову (он сильно разбил лицо). Убедившись, что его можно оставить, взял автомат и пополз в сторону звуков движущегося транспорта. Понял, что идут танки. Но чьи? Это наши — Т-34!

Я выскочил на дорогу. Тут же остановилась одна машина, когда танкист увидел мою летную форму. Мне дали четырех солдат с носилками. Мы забрали командира и на попутной санитарной машине доставили в армейский госпиталь. В госпитале не задержались, ведь шло наступление! Командир снова повел эскадрилью в бой!

За участие в освобождении Белоруссии меня награждили медалью «За боевые заслуги». А командир майор М.Н. Черноус получил орден Красной Звезды.

 

- Литературная обработка Устиновой Р. 

Добавил: Администратор

События, с упоминанием этого человека (0)

Нет событий связаных с этим человеком.

Статьи, с упоминанием этого человека (0)

Нет статей связанных с этим человеком.

 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2024