История города Юрга




Статьи




Вход
Логин:
Пароль:  
Регистрация
Забыли пароль?

Добавить статью

Город → История города Юрга

    История Юрги - это события далекие и недавние, трагические и героические, будничные и праздничные. Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 января 1949 года рабочий поселок Юрга был преобразован в город районного подчинения. В 1953 году Юрга отнесена к разряду городов областного подчинения. Расположен город у самых ворот Кемеровской области, на её главной водной магистрали - реке Томь.

    Но образование первого поселка на месте существующего города относится к концу 17 века - это было небольшое русское селение Усть-­Искитим.

В 1734 году академический отряд Второй Камчатской экспедиции Российской Академии наук, возглавляемый знаменитым профессором Г. Ф. Миллером, совершил сухопутный переход из Кузнецка в Томск вдоль Томи.

    Вторая часть отряда, в которой находился студент С. П. Крашенинников, выросший за годы работы в экспедиции в блестящего ученого, воспользовалась водным путем и спустилась вниз по Томи. Во время этого плавания Крашенинников вел скрупулезную запись всех замеченных им по обоим берегам реки населенных пунктов. Итог его работы - «Реестр по деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска с указанием поверстного расстояния между ними». Проплывая мимо тех мест, где река делает резкий поворот на север и где через 200 с лишним лет поднимется современная Юрга, С. П. Крашенинников записал следующее:

«Микольская речка на правой стороне, от Попиной деревни в 5 верстах, Искитимская деревня на левой стороне, от Микольской речки в 5 верстах. Под ней Искитим речка в Томь впала. Поломошна деревня на правой сотроне, от Искитимской в 4 верстах. Под ней Поломошна речка в Томь впала. Юрга речка на левой стороне, от Поломошной деревни в 1 версте. Тала деревня на той же стороне, от Юрги речки в 4 верстах».

    Не правда ли, все знакомо? И названия очень мало изменились. Но самое главное - перед нами первый исторический документ, содержащий прямое упоминание о Юрге. Пока еще только о речке Юрге, но именно с этих пор слово «Юрга» появляется в письменных источниках и литературе по истории Сибири. Откуда же произошло название города - Юрга?

Версии разные. Известный исследователь Сибири Дульзон считал, что древние обитатели Сибири - селькупы дали название реке. Перевести его можно как «жирная река». Почему «жирная»? Предполагалось, что ранней весной долина реки сплошь покрывалась бледно­желтыми цветками лютика, и издалека казалось, что течет речка, покрытая блестками жира. В других источниках Юрга переводится, как «иноходец». Татары же считают, что Юрга происходит от их слова, которое в переводе означает «мелкая рысь лошади»...

Но наиболее убедительной современным исследователям представляется версия, что слово Юрга - тюркского происхождения и означает оно «быстрая речка». И это название вполне отображает внутреннюю суть. Кому не известно, что по весне или в период дождей Юргинка бежит «говорливо и бойко».

    Считается, что населенный пункт Юрга возник в 1886 году, но есть сведения, что строительство первых домов Старой Юрги можно ориентировочно отнести к 1875-­1876 годам. Выселки появились на земельных участках, разработанных под пашню на плодородных берегах речки Юрга жителями села Поломошное. Село Поломошное к тому времени уже более ста лет слыло зажиточным и многолюдным. Первыми поставили свои дома на выселках «Юрга» братья Александр и Григорий Березовские. По именным спискам 1901 года в выселках «Юрга» Поломошнинского сельского общества насчитывалось около 40 человек.

    Юрга как город в 2009 году отмечает свое 60­-летие, но как поселение она значительно старше. И как знать, может оставаться бы Юрге обычным селом, каких много вокруг, если бы 113 лет назад не произошло знаменательное событие: рядом с Юргой прошла железная дорога - Транссибирская магистраль. Это и определило дальнейшую судьбу Юрги. Воспоминания об этих далеких днях также хранятся в городском краеведческом музее. Есть здесь уникальный экспонат - рельс, изготовленный на знаменитых демидовских заводах в Нижнем Тагиле в 1896 году. Да­да, в том самом, когда прошла через Юргу Транссибирская магистраль. Подтверждение тому - клейма на рельсе.

    Второй замечательный экспонат - «Всемирный атлас», выпущенный издательством Адольфа Маркса в 1904 году. И если открыть его на странице, озаглавленной «Западная Сибирь и Среднеазиатские владения России», то можно увидеть, как красной нитью пролегла по нашей земле Транссибирская магистраль, которую современники назвали Великой. Между станциями Новониколаевск (ныне Новосибирск) и Тайга видим станции Литвиново, Тутальская.

    Станции Юрга на этой карте еще нет, но то, что она уже строилась, подтверждает другой документ. Из Центрального государственного исторического архива СССР, расположенного в Ленинграде, в 1968 году в наш музей был прислан «План расположения путей и зданий на разъезде Юрга, 1478 верста». Утвержден этот план начальником Сибирской железной дороги в 1902 году. На плане видим, что разъезд Юрга состоит из 4-­х путей: 1-­й - главный, 2-­й - пассажирский, 3-­й - разъездной и 4-­й - воинский. Рядом с пассажирским путем находится пассажирское здание.

В 1906 году станция была открыта, и Юрга стала железнодорожным посёлком. Нужно добавить, что на участке пути от Златоуста до Красноярска проектные и изыскательские работы вел знаменитый русский инженер и известный писатель Николай Георгиевич Гарин-­Михайловский. Во время строительства дороги он жил в селе Талая и оставил любопытные заметки о быте крестьян из окрестных сел. Проектировал и рассчитывал он и водонапорную башню на станции Таскаево.

Хотя первоначально магистраль была однопутной, т. е. поезда могли двигаться в одну сторону, а разъезжались на станциях и разъездах, но уже тогда было предусмотрено строительство второго пути. Талантливые русские инженеры предусмотрели развитие дороги на десятки лет вперед. Уже в 1910 году был произведен расчет строительства железнодорожного моста через реку Томь для 2-­го пути, хотя осуществить его удалось лишь много лет спустя.

    Какие же локомотивы возили груз по железным дорогам в те времена? Паровозы серии «О», ласково прозванные железнодорожниками «овечка», паровозы серий «С», «У», «Э». Мощные, надежные, неприхотливые, спроектированные русскими инженерами, они десятки лет трудились на железных дорогах и окончательно ушли на покой в конце 60-­х годов 20-­го века.

Более интенсивно Юрга заселяется с началом массового переселения крестьян из России в Сибирь после столыпинской реформы 1906 года. Людей привлекали сюда плодородные земли, полноводная река Томь, а также близость Кузнецкого тракта - главного торгового пути из Томска на Кузнецк. Здесь крестьянам легче было сбывать торговым людям излишки сельхозпродуктов.

К 1910 году на станции Юрга имелись деревянный железнодорожный вокзал, военная казарма, улочка складов и домов, принадлежащих купцу Мельникову, небольшая кондитерская.

Следующий этап в развитии железнодорожной станции Юрга, значение которого трудно переоценить, связан с деятельностью известного концерна «Копи-Куз». Согласно договору, заключенному 19 октября 1912 года учредителями этого концерна с царским кабинетом, в 1913 году началась стройка 186­верстной дороги от Юрги до Кольчугина с веткой от станции Топки до Кемерова. Основные работы развернулись в годы 1-­й мировой войны и велись торопливо. Землю копали вручную, возили на лошадях и тачках.

    В сентябре 1915 года началось временное грузовое движение, а в декабре - временное пассажирское сообщение от Кольчугина и Кемерова. Выход углю Кольчугинского и Кемеровского рудников «Копи-Куза» на магистраль был открыт.

    Юрга в те годы особенно быстро расширялась. По обе стороны железнодорожного полотна строились деревянные дома, практически не сохранившиеся до наших дней. Естественно, улицы в дореволюционной Юрге носили другие названия. К примеру, современная улица Ленина называлась Почтамтской, Калинина - Яковлевской и т. д. В 1913 году в Юрге уже имелась железнодорожная школа с 4-­мя классами. Примерно с 1913 года, в связи с изменением роли железнодорожной станции Юрга, здесь стали останавливаться пассажирские поезда.

В 1914 году в Юрге были построены дом, в котором уже в советское время располагалась районная поликлиника (снесён в 1981 году), дом начальника станции Юрга­1, склад и винно­водочный магазин. В дореволюционной Юрге имелся и двухэтажный жилой дом, ныне не существующий, а также дома и складские помещения купцов Семендяева и Казанцева. И если уж зашла речь о торговцах и торговле, нельзя не напомнить, что станция Юрга в тот период была одним из основных центров по производству и транспортировке масла в Кузбасс. Ведь вывозить масло с железнодорожной станции было гораздо удобнее.

Заканчивая обзор этого периода в истории Юрги, обратимся к исторической справке, составленной к 25-­летию города. В ней высказывается мнение, с которым трудно не согласиться: «Вплоть до 1917 года, Юрга представляла собой захолустье, однообразную жизнь которого нарушали паровозные гудки, да массовые гулянья юргинцев в религиозные праздники у знаменитого в ту пору пруда в березовой роще. Нередко гулянья эти заканчивались кулачными боями».

    Но уже близился 1917­й год...

    В небольшом пристанционном поселке Юрга в 1917 году не происходило бурных революционных событий. Но когда пришло известие об Октябрьской революции, в Юрге тоже провели выборы поселкового Совета рабочих и солдатских депутатов - Совдепа, председателем которого единогласно был избран Алексей Григорьевич Говоров. О судьбе этого замечательного человека нужно рассказать особо.

Алексей Говоров родился в 1880 году в Вятской губернии, в батрацкой семье. В Сибирь приехал после службы в армии, увлеченный рассказами сослуживцев о богатстве сибирского края.

Когда обзавелся семьей, приехал на постоянное жительство на станцию Юрга-­1, работал плотником на железной дороге. Началась 1­я мировая война, и Алексей Григорьевич ушел на фронт, оставив жену и четверых малолетних детей. Провоевал больше 3-­х лет. Революция застала Алексея Говорова в дороге - он ехал домой по болезни.

    В декабре 1917 года Говоров был избран председателем Совдепа. На первом же заседании было решено установить 8-­часовой рабочий день, открыть 5-­классную школу, медицинский пункт. За счет кулаков и торговцев оказать материальную помощь беднякам Старой Юрги, организовать отряд красногвардейцев. Совдеп пользовался большим авторитетом у населения Юрги, но просуществовал недолго: в мае 1918 года, когда вспыхнул бело-чешский мятеж, Совдеп был разгромлен. Говорову и членам Совдепа удалось скрыться. Алексей Григорьевич долго скрывался в деревне Кожевниково у родственников жены, однако по доносу был арестован и отправлен в белогвардейский штаб, на станцию Болотное. Жена, Аграфена Сергеевна, не раз ездила туда, умоляя отпустить мужа и отца четверых детей. Его отпустили, но через некоторое время вновь арестовали и отправили в новониколаевскую тюрьму. В августе 1918 года большую группу арестованных, в том числе и Говорова, под усиленным конвоем из тюрьмы доставили на станцию и погрузили в вагоны с надписью «смертники». Двое суток сидели люди в вагоне без воды и пищи, а перед самым отправлением поезда они были освобождены партизанами. До прихода частей Красной гвардии Алексей Говоров находился в партизанском отряде. В этот же отряд привели партизаны и бывшего юнкера Леонида Говорова, племянника Алексея Григорьевича, будущего маршала Советского Союза. По возвращении из партизанского отряда, Говоров Томским Губревкомом партии был направлен в Варюхинский волостной Ревком, а в 1932 году после окончания краткосрочных курсов при Промакадемии переведен на работу в легкую промышленность.

    В январе 1938 года старший сын Говорова, Александр Алексеевич, главный механик Проскоковской МТС, арестован, обвинен во вредительстве и расстрелян в 1942 году. И стал Алексей Григорьевич отцом «врага народа». Вся многочисленная семья бедствовала, им отказывали в работе, учебе. С началом Великой Отечественной войны уходят на фронт двое младших сыновей. На Дмитрия пришла «похоронка», Иван пропал без вести. Сердце отца не выдержало. Умер Алексей Григорьевич в 1944 году в городе Осинники. Он был честным человеком и свято верил в правоту дела, которому служил.

    В музейных архивах хранятся документы и фотографии, рассказывающие о прошлом, кажется, уже далеком, и вместе с тем, о таком близком. Полны драматизма и боли строки из предсмертного письма Сергея Сластунова, командира красногвардейского отряда, расстрелянного в 1919 году в красноярской тюрьме в возрасте 22-­х лет.Первый командовал 5-­й армией, а второй - 27-­й стрелковой дивизией в составе 5-­й армии, когда в 1919 году Юргу освободили от колчаковских войск.

    В первой половине 1920 года в Юрге создаются партийные и комсомольские ячейки. Перед ними встали неотложные задачи по восстановлению органов Советской власти: нужно было очистить район от кулацко-­эсеровских отрядов, восстановить хозяйство района, железную дорогу, станции Юрга-­1 и Юрга-­2.

    1 мая 1920 года коммунисты и комсомольцы станции Юрга провели субботник, из­под откоса были подняты на рельсы и отремонтированы три товарных вагона. Для голодающего Поволжья и жителей Москвы отправлено 100 пудов сухарей. В числе первых комсомольцев Юрги были братья Степан и Георгий Ивановы, Петр и Михаил Агаповы, Иван Ильич Асанов, Макаренко, Архангельский и другие.

Свидетельство об окончании Иваном Асановым школы младших командиров рабоче­крестьянской Красной Армии 21-­го Пермского артиллерийского полка. 21-­й Пермский артиллерийский полк в то время размещался на территории Юргинского полигона. Есть в фондах музея воспоминания Степана Иванова и Михаила Агапова. Михаил Григорьевич рассказывал: «Каждый из нас, комсомольцев 20-­х годов, отдавал все силы борьбе с пережитками прошлого, стремился к знаниям. Комсомольцы все учились в вечерней школе или политкружке, собирали книги, открывали библиотеки, организовывали субботники по восстановлению железной дороги, по очистке линий от снега, оказывали помощь комитетам бедноты в сельскохозяйственных работах. Вели борьбу с беспризорностью - снимали грязных, голодных ребят с поездов и отправляли в Тутальский детский дом. Были дела и труднее и опаснее. Комсомольцам­чоновцам приходилось выезжать в деревни на ликвидацию контрреволюционных банд.

В Юрге хозяйничали баптисты, вовлекавшие в моление не только стариков, но и молодежь. Мы создали агитбригаду «Синяя блуза», организовали большую художественную самодеятельность, которая выезжала в села с концертами, и вели культурную работу».

    Переход Советского государства к новой экономической политике принес перемены в жизнь Юрги. В музее хранятся воспоминания старожила города - Василия Александровича Юрченко, который очень подробно описывает Юргу 20-­х и 30-­х годов. Вот как вспоминает Юрченко о времени НЭПа:

«До 1923 года в Юрге был всего один кооперативный магазин, расположенный в деревянном одноэтажном здании на углу улиц Почтамтской (ныне Ленина) и Тальской. На площади, ближе к вокзалу, располагались частные ларьки, торговавшие с утра до темноты. Но это были мелкие торговцы. Задавали тон в торговле другие. В Юрге проживал Семендяев, являющийся владельцем пивзавода в Томске. В Юрге у него было два магазина: один промтоварный, на улице Линейной, напротив вокзала, второй - на улице Ленина, специально построенный для торговли железо­скобяными, хозяйственными и продовольственными товарами. Магазин был небольшой, но так бойко торгующий, что подвоз товаров был непрерывным.

    Семендяев на территории своей усадьбы площадью больше гектара на улице Линейной имел цех розлива пива. Вторым коммерсантом являлся Сотановский - владелец железнодорожного ресторана. В те же годы в Юргу приехал конфетных дел мастер Мерзляков, затем появился квасных дел мастер.

    Торговля и пищевая промышленность поднималась, как на дрожжах, и Юргинская продукция проникала не только в соседние районы, но даже в Томск, Шегловск, Кольчугино».

Но начинался новый этап в истории страны - коллективизация. К этому времени в 1931 году в Юрге проживало 1149 человек, в Старой Юрге - 221 человек. В Юргинском сельсовете в 1930 году имелось 542 хозяйства единоличников и ни одного колхозника, в 1931 году - 109 хозяйств колхозников и 314 - единоличников. Но процесс коллективизации набирал силу: с 31 по 35 год возникло подавляющее большинство Юргинских колхозов. В 1935-­36 годах на территории района существовало 97 колхозов. На карте очерчены многоугольники с мрачной надписью «зона НКВД» - территория Сиблага.

В ту пору староюргинский колхоз «Авиаотряд» организовал Красный обоз, который провел неплановый закуп хлеба в честь 8 марта 1934 года, под девизом: «Неплановый закуп хлеба бьет по спекулянту. Красными обозами дадим отпор врагу». Не правда ли, характерный штрих того времени? Вспомним «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, их знаменитое: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».

    Но почему нас заинтересовал колхоз «Авиаотряд»? А потому, что к началу 3-­й пятилетки к Юрге примыкали земли колхозов имени Ворошилова, имени Авиаотряда, имени Наримонова и «Красная Ночь». Сегодня на их бывших землях расположен современный город.

    Черной датой в истории нашей страны отмечен 1937 год - начало массовых репрессий. Не обошли они стороной и жителей Юрги. На землях района было немало лагерей Сиблага.

    Жизнь, несмотря на мрачные времена, продолжалась. В октябре 1939 года Совет Народных Комиссаров принял решение о строительстве завода в районе Юрги. В 1940 году велись изыскательские работы, была определена площадка под завод и начато строительство.

    Первым директором завода стал Василий Васильевич Добряков. С началом строительства завода кончается предыстория и начинается история города.

У небольшой станции Юрга на основной сибирской магистрали началось строительство завода и города. Было это в 1940 году. Но мирный труд нашего народа был прерван Великой Отечественной войной. С первых ее дней темпы строительства машиностроительного завода ускорились. В 1941 году в Юргу начали прибывать эшелоны из Сталинграда, Ленинграда, Краматорска, Москвы, Коврова с эвакуированными рабочими и оборудованием.

    В 1942 году Юрга, не считая пристанционной части, была небольшим рабочим поселком, и было в нем полтора десятка бараков, кирпичная баня, небольшая электростанция, водонасосная станция, пекарня. Там, где шло строительство завода, стояли два деревянных здания барачного типа, а вокруг - несметное количество эвакуированного в Юргу производственного оборудования.

В Юрге функционировал поселковый Совет. Главной улицей считалась Ленинградская, метров 200 длиной, которая тянулась от мебельной фабрики до бани. В бараках проживала небольшая часть рабочих. Здесь же находилось первое учреждение культуры - кинотеатр «Темп».

Из-­за недостатка жилья многие рабочие селились за Томью: в Тутальском доме отдыха, в селе Поломошное и в других местах. Кроме существовавшей на новостройке школы и ее филиала на первом участке, организовали начальную школу в районе дома отдыха. Было трудно, но люди не считались с трудностями, так как знали: на фронте тяжелее.

    С приездом строителей из Сталинграда строительство завода и города было поручено Сталинградскому строительному тресту № 25. Зимой 42-­43 года жители Юрги с трепещущими сердцами слушали по радио сообщения о ходе Сталинградской битвы, особенно те, для кого Сталинград был родным городом. Героизм наших бойцов и разгром немцев у Волги влили новые силы в тех, кто строил город и прилагал все силы, чтобы скорее помочь фронту. Объемы кирпича, получаемого из Анжеро­Судженска для стройки, уже не соответствовали потребностям треста. Поэтому началось строительство Юргинского кирпичного завода. Наладили добычу инертных материалов - песка и гравия, организовали лесозаготовки. Уже в 1944 году трест построил свой кирпичный завод с годовой производительностью 18,5 миллиона штук кирпича, имел свои лесозаготовки в Яшкинском районе. Заработала асфальтная установка, вывезенная из Сталинграда: на втором участке появились первые асфальтированные дороги.

Быстрыми темпами шло строительство машиностроительного завода. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 февраля 1943 года Юргинский машзавод объявлен введенным в действие. В 1943 и 44 годах один за другим вступали в строй производственные цеха. Отопительной системы в то время в цехах не было, они отапливались жаровнями, наполненными коксом, а центральная измерительная лаборатория согревалась спиралями, развешанными вдоль всего помещения.

    Летом 1943 года был заложен крупномеханический цех со сборочным пролетом. Строители еще монтировали над цехом перекрытия, а на пролетах монтажники уже устанавливали оборудование. Крупногабаритные станки затаскивались в цех вручную, при помощи лебедок. Кранов тогда еще не было.

Зимой 1943-­44 года на заводе шла отладка уникального оборудования. Несмотря на то, что от холода руки прилипали к металлу, монтаж шел успешно.

Строители и коллектив завода буквально повседневно проявляли героизм, чтобы быстрее дать продукцию фронту.

    И вот в июне 1944 года произошло большое, радостное событие. Завод выпустил и испытал на полигоне первую продукцию, которая вскоре была отправлена на фронт. Можно сказать, что с этого месяца юргинцы непосредственно принимали участие в разгроме врага. Наши пушки получили высокую оценку фронтовиков.

Тяжким бременем легла война и на жителей района. Весь груз сельскохозяйственных работ несли на своих плечах женщины, старики и дети. С весны 1943 года машзаводчане взяли шефство над колхозами района. Они посылали в колхозы кузнецов, слесарей, выступали с докладами, лекциями.

В годы войны наша Юрга была городом-­тружеником и городом-­солдатом. За четыре года войны ушли на фронт более 12000 юргинцев. Погибло и пропало без вести более 5500. Славный боевой путь прошла 22-­я гвардейская добровольческая дивизия, которая формировалась в Кузбассе как 150-­я стрелковая дивизия. В августе 1942 года в районе Юрги 674 стрелковому полку 150-­й дивизии добровольцев-­сибиряков вручено знамя.

    Среди юргинцев - семь Героев Советского Союза, два полных кавалера ордена Славы, тысячи награждены боевыми орденами и медалями.

Всматриваясь в потемневшие фотографии мы видим самое главное, дорогое и красивое - лица людей: прекрасные лица наших земляков, воевавших на всех фронтах от Баренцева до Черного моря, прошедших от Москвы до Берлина и Тихого океана и самоотверженно трудившихся в тылу во имя Победы.

Разные люди, разные судьбы, но объединяет их одно: небывалая по жестокости война и Великая Победа. Низкий вам поклон и благодарная память будущих поколений!

С победным маем 1945-­го пришла мирная жизнь. Перед тружениками Юрги встали задачи восстановления и перестройки народного хозяйства на мирный лад. Сложности этого перехода требовали нового напряжения всех сил трудового народа.

    Еще в 1942 году Юрга была преобразована в рабочий поселок, который являлся административным центром Юргинского района. С ростом завода рос и поселок. В этом своеобразие развития нашего города. В 1949 году Юрга получила статус города районного подчинения, а в 1953 году - областного подчинения.

К середине 80-­х годов объем производства юргинского машиностроительного завода увеличился в десятки раз. Кроме оборонной продукции машиностроители освоили выпуск сотен наименований продукции народнохозяйственного значения: маслопрессы, жаровни, химическое оборудование, валки холодного проката, кукурузоуборочные комбайны, проходческие комбайны, самоходные краны, головки роторов для крупных электрических машин, коленчатые валы для двигателей, запчасти для сельхозмашин, товары широкого потребления.

    К концу 80-­х годов дважды орденоносный Юргинский машиностроительный завод был флагманом военно­промышленного комплекса, огромным градообразующим предприятием, давшим жизнь цветущему городу. В послевоенные годы растут промышленные предприятия города, набирает силу трест «Юргапромстрой»: из Сталинградского строительного треста № 25 в 1955 году он переименован в стройтрест № 144, а в 1960 году - в трест «Юргапромстрой». За годы существования, с 1942 до начала 90-­х, трестом «Юргапромстрой» были построены: машзавод, абразивный завод, пивоваренный завод, другие промышленные предприятия. А также около 20 общеобразовательных школ, дворец культуры «Победа», клуб «Строитель», кинотеатр «Эра», медицинские учреждения, два спорткомплекса, магазины и учреждения общественного питания. Отдельные предприятия и службы города выросли из цехов и подразделений машзавода и треста «Юргапромстрой». Мебельная фабрика выросла из столярного цеха завода в 1957 году, Юргинторг и трест столовых и ресторанов - из ОРСа, кирпичный завод и завод железобетонных конструкций - из подразделений треста. Коммунальное обслуживание города велось службами машзавода. Только в 1978 году город получил свой водопровод, несколько позднее были построены очистные сооружения.

Второе крупное промышленное предприятие города - абразивный завод начал строиться в 1960 году. 16 апреля 1966 года утвержден Государственный устав завода. Этот день принято считать днем рождения завода. 1-­го июля 1967 года введено в эксплуатацию отделение плавки легированного электрокорунда производственной мощностью 25 тысяч тонн в год. В марте 1972 года выдала первую промышленную плавку уникальная по мощности электропечь по производству нормального электрокорунда. К середине 80-­х годов абразивная промышленность являлась одной из высокоразвитых отраслей машиностроения, которая производила все материалы, необходимые для изготовления абразивного инструмента: электрокорунд, карбид кремния, карбид бора, синтетический алмаз и эльбор. Абразивный завод имел свои санаторий­профилакторий, пионерский лагерь и подсобное хозяйство. Вместе с промышленными предприятиями рос и развивался город.

    В конце 40-­х - начале 50-­х годов были построены 3-­этажные дома по улицам Московской и Ленинградской, они и сейчас являются архитектурным украшением нашего города. А с начала 60-­х, с освоением крупнопанельного домостроения, начинается строительный бум, продолжавшийся вплоть до конца 80-­х годов.

60-­е... Время больших свершений и надежд, время юности города и многих его жителей. Много работали, напряженно учились, самозабвенно занимались спортом, театром, танцами. Пусть многого еще не хватало, пусть одевались довольно скромно, но будущее казалось таким близким и таким прекрасным. Юргинцы еще помнят, как тогда, в 60­х, по вечерам светились неоновые рекламы на всех магазинах, какие огромные круглые фонари освещали улицу Московскую, а летними вечерами вся улица Ленинградская была заполнена гуляющими. Сейчас это кажется удивительным, но гуляли все: мамы, папы, бабушки, молодежь. Всюду знакомые, приветливые лица, дружелюбные компании - страх еще не поселился на наших улицах и в наших сердцах.

Много дорогих сердцу воспоминаний пробуждают фотографии в залах Краеведческого музея. Люди, строившие завод и город, Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Ленина и Октябрьской революции, ветераны труда. Сотни фотографий и имен. Замечательные юргинские фотографы К. Аредаков и Н. Кибяков составили фотолетопись города: вот так выглядела Юрга в 40-­х, 50-­х, 60-­х, 70-­х и 80-­х годах.

    Перестройка. Конец 91 года. Социально-­экономическая обстановка в городе очень тяжелая. В газетах - многочисленные объявления об обмене вещей. Денег не хватает, продуктов и предметов потребления - тоже. «Бартер» - это понятие, символизирующее обстановку 90-­91 годов. Цены отпущены, жизнь стремительно меняется. Начинается быстрое расслоение общества по уровню доходов. Заработная плата и пенсии далеко отстали от цен. Резко оживилась торговля, бойко работает вещевой рынок, на улицах появляются коммерческие ларьки, магазинные прилавки полны отечественной и зарубежной продукции. В образовавшемся правовом вакууме началось и накопление капитала, и обнищание населения. 92-­й год проходил под «знаком» приватизации и ваучеризации.

Как это ни парадоксально, но в такие переломные годы наблюдается резкий подъем культурной и духовной жизни. Даже несмотря на тяжелую финансовую ситуацию. В 92­93 годах были увеличены средства, выделяемые на культуру, благодаря чему культурные учреждения нашего города несколько улучшили свою материальную базу. Начали создаваться различные культурные и духовные общества, оживилось народное творчество. Построен православный храм - первый в истории города. Воссоздаются и собираются по крупицам утраченные и забытые ценности.

    В 1994 году разразился давно назревавший экономический кризис на самом крупном предприятии города - Юргинском машиностроительном заводе. Градообразующее предприятие, осуществив конверсию в невиданно короткие сроки, оказалось фактически банкротом в условиях экономической и социальной нестабильности. Большинство рабочих и служащих завода, еще недавно считавших себя надежно защищенными социально и материально, оказались в тяжелейших условиях, не получали заработную плату месяцами. Почти вся социальная сфера завода (жилищный фонд, детские сады) была передана городу, но финансовое положение завода не улучшилось. Завод за годы своего существования накопил богатейший интеллектуальный капитал в лице инженерных кадров, теперь возникла реальная угроза его утраты, так же, как и утраты квалифицированных кадров рабочих. С этого времени рабочие Юрмаша - активнейшие участники Всероссийских акций протеста 9 апреля 1995 года, в октябре и ноябре 96 года.

    Забастовки, рельсовые войны - вот так встретила Юрга свое 50-­летие. Трудно было, очень трудно. И уже кто-­то назвал наш город умирающим! Нет, юргинцы не дали родному городу умереть! У горожан хватило на это сил, ума и терпения. Ведь им было, с кого брать пример - с отцов и дедов, построивших этот красивый, уютный город. И как дорогое и близкое существо, они свой город спасли и вернули к полноценной жизни.

    2008 год. Юрга шагнула в третье тысячелетие с верой в будущее. Наш город за прошедшие годы стал краше. Он растёт, строится, развивается, смело смотрит жизненным испытаниям в лицо. Ведь он выстоял в жёсткой конкурентной борьбе с близлежащими огромными городами. И выстоит!

Свой 60-­летний юбилей Юрга встречает с твёрдой верой в свое прекрасное будущее.

«Родному городу - с любовью» - таким посвящением заканчиваем мы нашу экскурсию в историю города.

 

Автор: Н.Н. Дорофеева - Директор юргинского краеведческого музея. Материал взят из книги "Юрга", 2009 г.


Обсудить на форуме
 
 
© Веб-студия ЮГС    UMI.CMS
2010 – 2017